fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Знание Святых Отцов

Сегодня день памяти апостола Фомы. Когда речь заходит об апостоле Фоме, то всегда хочется говорить о вере и неверии. Эта такая тема (притом, двойная), к которой можно возвращаться снова и снова. Последний раз, кстати, я это делал несколько месяцев назад.
Сегодня я скажу слово о причинах неверия. О некоторых. О некоторой – об одной.

Львиная доля неверия основано на… незнании. Люди часто сами делают из понятия «Бог», «Христианство», «Православие» какое-то пугало, а потом заявляют о том, что они в «это» не верят. Слушаешь их и диву даешься –  я б тоже в такое не верил!
А почему у них нет знания? А потому что у них нет соответствующего опыта! А почему у них нет опыта? Потому, что у них нет веры – та, что есть, не выдерживает даже их собственной критики.
Вера предполагает знание, опыт, а знание и опыт – веру. Это не просто противоречие или "порочный круг" – это диалектика наподобие той, что мы имеем со знанием и незнанием в гносеологии. Подобно тому, как новое знание приводит к новому незнанию, так и новая вера к новому неверию, колебанию, сомнению. «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9.24).

Опыт – возможность веры, вера – открытие возможности нового опыта. В сегодняшнем знании многое от вчерашней веры. «Без веры не возможно угодить Богу» (Евр.11.6), аминь! Но на каждом этапе нашего развития перед нашей верой стоят новые задачи: возможно то, во что вы верили вчера, сегодня вы должны просто знать – на личном опыте. Знание - сила. Сила веры.

Помните, чем закончилась беседа Христа с самарянкой? Жители Сихаря, выслушав ее историю, пригласили Иисуса к себе в город, где Господь и провел пару дней. После чего «женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ИБО САМИ СЛЫШАЛИ И УЗНАЛИ, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).

Вера Святых Отцов – мы спасаемся ей не в том смысле, что они, Отцы, верили вместо нас, а в том, что наша вера должна быть такой же, как у них. Они нам показали «что» веры и её «как». Как в математике: кто-то формулирует задачу («что»), кто-то ее решает, доказывает возможность решения («как»). Последнее не отменяет, а, наоборот, даже указывает на необходимость самостоятельного решения задачи. Кому-то (например, шестикласснику) нужно уметь доказать теорему Пифагора, а кому-то (например, доктору математики) должны быть по зубам вещи совершенно иного порядка.
Если малышу, чтобы не совать пальцы в розетку, достаточно верить маме и бояться папкиного «но-но!», то от взрослого ожидается несколько другое отношение к ситуации.

А ну-ка все быстро перестали баловаться, а то Боженька поджарит на сковородке!
Tags: логотея, праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments