fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Притча о дресс-коде



Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.(Мф.22,1-14)


Интересна некая игра оттенков в темах этого евангельского фрагмента и того, что мы читали в позапрошлое воскресение. В одном случае речь идет о винограднике (прообразе земной Ветхозаветной Церкви), в котором нужно трудиться, а в другом – о брачном пире, на котором нужно только радоваться (прообраз Нового Израиля – земного и небесного), и в обоих случаях и в первом смысле – речь идет о иудееях. И туда, и сюда зовет Господин, посылая своих слуг, но результат одинаков: одних посланников просто выгнали, а некоторых – так и вовсе убили. Злых виноградарей пришлось выбивать из захваченного ими виноградника посредством оружия, а несостоявшихся гостей – наоборот не дозваться, хотя и во второй истории тоже без жестких последствий не обошлось, вы помните: убийцы были истреблены, а их собственность уничтожена.
Виноградник передается другим виноградорям, а на брачных пир зовутся другие гости. Неявившиеся освободили столько много места, что звать на площадях и перекрёстках приходилось не один раз (см.: Лк. 14.22-23). Благодаря отказу еврейского народа, к кормилу Церкви смогли примкнуть все прочие народы в своей совокупности (актуально и потенциально). Царство Божие переходит от иудеев к другим народам: если ранее примкнуть к Церкви означало пристать к народу Израиля, то  теперь иудеи в поисках Царства Божия должны примкнуть сообществу вчерашних язычников.
Еще раз прошу предварительно прочитать ЗДЕСЬ и  ЗДЕСЬ Прочли? Извольте идти дальше (Букаф многа) ...[Spoiler (click to open)]
Заметьте: зала торжества наполнилось и добрыми и злыми. Да-да! Так и будет: там окажутся некоторые из тех, которых мы и представить не могли спасшимися, и там мы найдем не всех (как минимум) из тех, о ком мы думали, что они святы и спасены.
Наше разделение на добрых и злых оставьте для детской песочницы – для Бога оно не актуально, но не в том смысле, что для Бога нет добра и зла, а в том, что наши представления о достойных меньше всех других наших представлений заслуживают того, чтобы быть актуальными в данной ситуации. Разделение людей на добрых и злых – результат нашего осуждения, последствие нашего же греха, и Хозяин совершенно не причастен к этому!
Из всех собравшихся на брак добрых и злых гостей Господин выгоняет только одного: того, кто пришел не в брачных одеждах. Мы даже не знаем, каким бы он показался лично нам: добрым или злым, интересно, правда?

Брачные одежды – что это такое? Какие брачные одежды могут быть у имеемой ввиду категории граждан? Что ждать от нищих на царском пире? И в то же время, как им всем, за исключением одного, удалось решить проблемы внешнего вида?
Если Хозяин спрашивает и требует, то не иначе как потому, что всем дана была возможность привести себя в порядок. Слуги ведь понимали, что их задача - найти замену неявившимся, и все должно быть на уровне и гладко -  им тоже меньше всего хотелось быть обличенными в том, что праздник, который никто не отменял, сорван. Это должна быть именно царская свадьба, а не просто кормежка бомжей пропадающими зря продуктами. Уверен, что слуги перед началом праздника разучили с гостями сценарий, раздали тосты, а, возможно, и какие-то импровизированные подарки – т.е., сделали все, чтобы подготовить с определенной целью собранных ими людей.
Но, судя по всему, кому-то из присутствующих захотелось «быть собой» - он отказался от всех возможностей привести себя в надлежащий вид. Он пришел сюда только поесть, попить, музычку послушать – а какая разница, в какой одежде это делать, и что ему до мнения окружающих и самого Господина? А, возможно, он вообще даже есть и пить не хотел – просто он не смог отказать человеку с жетоном и дубинкой и оказался здесь потому, что «его привели сюда», «все шли, и он пошел», «крестили в детстве» и пр. В любом случае, это – не только не его праздник, но и не праздник вообще! Зачем он здесь и почему? - ему и сказать-то нечего Господину. Давай, до свидания!

Что нужно для того, чтобы спастись? Правильно: иметь веру (см.: Деян.16,30-31). С одной стороны, делами закона не оправдается никакая плоть (см.: Рим.3.20, Гал.2.16), а, с другой стороны, вера без дел мертва (Иак.2.20). Перевожу на русский последнее: без дел ее не бывает просто, как в пословице - дыма без огня. Дела - да, без веры бывают, но ими не спасешься – спасешься только Христом и Его Крестом. Собственно, именно поэтому к нам пришел Сын Божий, а не очередной пророк, который еще раз рассказал бы, что нам делать. Если бы делами можно было бы спастись, то Иисус не умер бы на Кресте. Поэтому в послании к Ефесянам (2,8-9) сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Случайность всех приглашенных в притче подчеркивает это: речь идет не о достойных, а просто о всех – никто не сподобился пригласительного билета за что-то «доброе», наоборот, доброе хочет сделать всем Господин.
Итак, казалось бы, стулья расставлены, колбаса нарезана, вилки-ножи разложены, горячее стынет уже на столах - нам осталось только прийти на все готовое, поздравить, обрадовать молодых своим веселием и радостью: «Со страхом Божиим и верою приступите!», «Вкусите и видите, как благ Господь» и пр., но есть некоторые НО. Спасение требует принятия, РЕАЛЬНОГО нашего отклика, уяснения всей его нашей природой, а не одних лишь формальных деклараций своего credo и ритуального схематического поведения. Господь дает нам возможность «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:24). Вот та брачная одежка, о которой идет речь!

О «фасонах» брачной одежды, о дресс-коде для вечной жизни можно и нужно говорить. Но я же в заключение скажу только о НЕбрачной… Знаете, в чем наш наряд подобен наряду изверженного во тьму человека? В том, что нам-то на самом деле не Бог нужен - нам нужно только то, что можно у Него выпросить: здоровье, достаток, комфорт, успех, благополучие, защита, успокоение… Нам бы пожрать! И рай для нас – это не место радости встречи и общения с Господом, а место, где нет болезней и печалей, а только всё инклюзив и бесконечный иншуранс.

Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments