fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Краеугольный камень


Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? (Мф.21.33-42)

У каждого из нас есть свой «виноградник» - своя зона ответственности, собственный жизненный мир, совокупность благ и пр. Поскольку сама жизнь принадлежит Богу, то мы, скорее, не собственники, а подрядчики или арендаторы мира, который Бог, сотворив из ничего, обнес оградой, обустроил точилом, наделил башней и прочими джакузи и кондиционерами. Живи, трудись, радуйся, но не забывай о Хозяине и воздавай причитающуюся Ему часть – в определенное время. Важно заметить, что Господину не нужно всё и всегда – Ему нужна часть и вовремя. Хозяин не требует плодов весной – он спрашивает их во время плодов, т.е., строго тогда, когда у тебя есть, что спросить.
Под слугами – если речь идет о нашем «винограднике» - нужно понимать не только служителей Господних, хоть попечительство о храмах есть прямая обязанность каждого христианина; не только нищих, хоть участие в нуждах братии есть обязанность каждого… Под слугами можно понимать те или иные знаки или даже совестливые помыслы, которые укоряют нас и напоминают нам о заповедях и Божественной Правде, и с которыми обычно случается то, что и с посланными слугами: мы их тоже посылаем. И, разумеется, под виноградом не нужно, понимать только деньги. Он есть всякая возможность творить добро ближнему и служить на благо окружающему нас миру.
Несомненно, Бог дает нам возможность подумать о себе и обустроится – условно говоря, у нас есть на это шесть дней недели и девять десятых от всего приобретенного. Но все это нам дано ради «седьмого дня» и «десятины». Но, похоже, как и злые виноградари, мы решили оставить себе всё.
Христос спрашивает: «Когда придет хозяин виноградника, что будет с такими, как мы?». Ему отвечают: придет милиция с собаками и журналистами районной газеты, и будет больно, и уже без нас… Вроде, бы логично и понятно, но я вас немного запутаю...
Удивителен ответ Христа: Он, вроде как, не соглашается, а возражает оппонентам (как минимум, частично): «Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Вопрос знатокам: что имеет ввиду Христос? Дивно - что?

Воскресные зачала иногда не заканчивают тематический сюжет и обрывают повествование на "самом интересном месте" - не иначе как для того, чтобы задать нам "домашнюю работу": открыть Писание и прочитать самим:
«Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка» (Матф.21:43-46)

Виноградник – народ Израиля. Слуги – многие пророки, судьбы которых, в общем, были незавидны. Сын – сам Иисус. Виноградник действительно отдадут другим (но слушатели не сразу поняли, что речь идет о них и об Иисусе). Несмотря на то, что Христос говорит с книжниками и фарисеями, предмет разговора касается всех иудеев – тех, кто не примет Сына и убьет Его.
Что «дивного» в том, что Хозяин отдаст виноградник другим? Ничего! Ну, может, дивно евреям было слышать, что что-то может обойтись без них. Но на самом деле и по преимуществу дивно другое: то, что Хозяин посылает Сына. ЗАЧЕМ??? Ведь, по логике вещей, должно было стать и ежу понятно, что там очень опасно…

Господь желает обращения, раскаяния злых виноградарей. Ради спасения их было предпринято ВСЁ мыслимое\разумное и немыслемое\неразумное – именно так нужно понимать ситуацию.
«Дивно» (читай: странно) то, что смерть Сына – не только последняя мера в урегулировании ситуации, но и единственная мера спасения и злых виноградарей – иногда, чтобы осознать свой грех, нужно дойти до его самой глубины и Хозяин это позволяет. Только осознание всего ужаса происшедшего в сем винограднике могло стать средством спасения и для злодеев – хозяин любит их, они ему не чужие, ему не плевать на них, именно поэтому история так растянута: одного слугу послал, второго, пятого, хотя любой понимает, что партия легко решалась в два хода: один раз пришел - один раз увидел – один раз вломил по самые уши.

«Дивно» и то, что Сын, посланный к злым виноградарям, видит в Своей печальной миссии только любовь Своего Отца. Смотрим у евангелиста Иоанна: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин.10:17-19). Важно: Сын – не просто жертва событий, Он сознательно принимает план, предложенный Отцом: план не просто по возвращению своего имущества, но и по спасению злодеев, а также все тех, кто придет после них (такие же фарисеи и книжники, на самом деле, но не суть).

В комментариях звучал вопрос о логике злодеев: как можно убить наследника и завладеть его имуществом. Можно: иногда право собственности наступает по факту владения – так, вероятно, было не только Древнем мире и в Средние века. Я знаю одну семью, которая снимает квартиру. Нет, семья никого не убивала, но однажды владельцы квартиры пропали и перестали приходить в назначенное время за причитающейся суммой. Никакой связи с ними нет. Вот и живет эта семья, платит за коммуналку, делает ремонты – и так еще с конца девяностых… Наверное, по закону, у этой семьи нет никаких шансов переписать эту квартиру на себя, но это и не требуется ситуацией. Похоже, что злые виноградари так же не слишком отягощали себя вопросом о «бумажках» - да и странно было бы наблюдать такую заботу о формальностях.
С одной стороны, притча – это только притча, она не объясняет все связи, а посему должна постигаться на уровне общей идеи, а с другой стороны, похоже, Сын – только Он, а не Отец, мог по непонятным нам причинам прийти в Виноградник.

Здесь можно было бы уже закончить «дивности» перечислять, но то, что я сейчас буду говорить, ИМХО, является самым «дивным». В том, что пойдет дальше, есть определенный проповеднический риск, поскольку лучше не объяснять, чем объяснять плохо, но… у меня в userinfo написано, что журнал для взрослых - я предупреждал, далее Вы читаете на свой страх и риск ))
Итак. Послание к Римлянам. «Спрашиваю, неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам» (Рим.11,11). Пожалуйста, прочтите вот этот мой пост, который я написал много лет назад.

Дивны дела Твои, Господи - ВСЕ!!!
Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments