fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Оно

Есть такая сербская художница – Мария Абрамович. Да, она чудаковатая (мягко скажем), да, может, у нее «есть какие-то проблемы», допустим. Но кроме них у нее есть и весьма трогательные перфомансы…

Больше всего меня поразил «Ритм 0» (1974, Неаполь). Зрители вместе с художницей были заперты в галерее на шесть часов. Перед ней стоял стол с 72 предметами, которыми можно было доставить наслаждение и другие позитивные эмоции (роза, мёд, виноград, карандаш, краски, пр.), боль (кнут, ножницы, скальпель, спички и пр.) или даже смерть (настоящий пистолет с одним боевым патроном). В галерее была вывешена информация, что во время перформанса Абрамович находится в распоряжении зрителей и они могут делать с ней, а также с лежащими на столе предметами всё, что им вздумается. Сама она всё это время оставалась неподвижной. Вначале люди были в замешательстве и ничего не делали, затем понемногу начали включаться в игру... В конечном счёте её одежда оказалась разрезанной, а она – голой. Ее тело было исколото шипами розы, на теле были сделаны порезы и кто-то даже слизывал кровь...
Действо было прервано по настоянию галериста в тот момент, когда кто-то из посетителей приставил пистолет к виску художницы… Только когда она начала двигаться, зрители пришли в себя и, поджав хвосты, трусливо ретировались с виновато-испуганными лицами. А вечером, глядя в зеркало, Абрамович обнаружила, что у нее появилась прядь седых волос…
«Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить», - так позже объяснит свой творческий замысел художница.

Определенно в каждом из нас живет мразь. Хороший перфоманс это всегда хорошо показывает. Но, по большому счету, это и так понятно: даже та степень «хорошести», которой мы, как нам кажется, обладаем, способна нас представлять только при наличии определенных условий и в отсутствие определенных факторов…
А возможны ли такие перфомансы, которые бы показали, что в каждом из нас есть хоть микроскопическая капелька добра? Верю, что да.

Кстати, перформансы, раз уж пошла такая тема - это не только "современное искусство" и прочее "тьфу-тьфу-тьфу". Перфомансы имеют давнюю историю. Даже библейскую, я бы сказал. Вот возьмем, к примеру, пророка Иеремию. Изображая предстоящий иудеям разгром и рабство, Иеремия надел на свою шею сначала деревянное ярмо, а потом, когда сей реквизит был поломан одним сознательным гражданином-патриотом, уже железное и так ходил среди народа... Народу, кстати, это как-то не понравилось, и пророк, в конце концов, таки оказался за решеткой. Но Запад ему потом помог...

А был еще и пророк Исаия, который три года ходил голым, распространяя пораженческие настроения; пророк Иезекииль, который лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный на какашках; пророк Осия, который демонстративно женился на проститутке, чтобы обличить неверность Израиля Богу (и тут - евреи!)...
А про русскую историю лучше вообще не начинать говорить, ибо не закончишь потом - сплошные акционисты! Первый из них - юродивый Прокопий Устюжский, но и он к нам, правда, прибыл с Запада (нет, ну вы только посмотрите, что творится!).

Ах, вам все еще не нравятся перфомансы? Что ж, как говорила сама Мария Абрамович, «многие не любят перформанс, потому что видели много плохих перформансов. Сказать по правде, человеку вообще-то выпадает мало хороших перформансов в жизни»…
Tags: логотея, разное, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments