fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Если не увижу




В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин.20:19-30).


Караваджо М., "Неверие святого Фомы", 1601-1602

Смотрите: Иисус, восстав из мертвых, является Своим ученикам. Первую реакцию апостолов не так сложно представить, да и представлять ее не нужно – достаточно прочитать об этом событии у евангелиста Луки: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?». Дальше Господь приводит Своих учеников в чувство и делает все для того, чтобы те получили необходимые удостоверения в том, что это именно Он, а не призрак, и не просто Он в каких-то иных сущностях и измерениях, а Он в действительности, в реальности – в том же мире, что и они. «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лк.24:37-44). Все, как у Иоанна, только без рыбы, меда и Фомы.
С рыбой и медом – ладно (о них позже), но давайте не упускать из вида апостола Фому.

Некоторым Фома представляется законченным эмпириком и рационалистом: вот, все апостолы как апостолы, а этот – приведите ему, видите ли, доказательства! Его даже иногда называют «неверующим», превращая этот эпитет чуть ли ни в прозвище или даже фамилию. Люди добрые, за что?? Апостол Фома не требует ничего сверх того, что несколько ранее получили ВСЕ другие апостолы. В этом смысле среди апостолов нет ни одного блаженного, поскольку все уверовали увидев и пощупав, и даже не сразу после того как. Тогда почему только Фома заслуживает нечто похожее на укор, а другие - нет?
Во-первых, далеко не факт, что Писание передает буквально ВСЕ, что было – известно, что евангелисты подходят к описанию событий очень избирательно (это видно даже на примере двух отрывков).
Во-вторых, Господу всегда было печально видеть недопонимание и неверие своих учеников. Последние периодически бывали одергиваемы своим Учителем за неверие. Не думаю, что Христу было очень приятно, что а) его друзьям невероятно страшно б) и они Его принимают за какую-то нечисть и не верят, что "это Он". Вряд ли в ситуации, когда ученики умирают от страха, Господь метал молнии в адрес их сомнений и суеверий, но потом, когда все успокоились, как мне кажется, что-то типа «Эх вы!» могло и прозвучать. Да и патетическое "для чего такие мысли входят в сердца ваши" - разве это не укор?...

Но, все же, чем неверие 10 апостолов, взятых вместе, отличается от неверия одного Фомы? Разве не может показаться, что 10 заслуживают большего осуждения, ибо не сразу поверили самому Господу (даже после доказательств), в то время как Фома не поверил лишь своим друзьям, да и то на слово?

А теперь, внимание, развязка: все дело в том, что Фома не поверил не просто другим апостолам – он не поверил Церкви, которую представляли апостолы. Без веры в Церковь ты обречен топтаться на месте и возвращаться к одному и тому же постоянно: как Фома – к тому, что апостолы «прошли» еще 8 дней назад. Первые дни после Воскресения - это не просто дни. Это как первые минуты существования Вселенной...

P.S. Рыба с медом. Чуть не забыл.
Нарезаете луковицу, слегка жарите её в растительном масле. Спустя некоторое время добавляете туда жидкий мед, можно цукаты или изюм, и сливочное масло. Все должно расплавится. Но нужно регулярно мешать, чтобы не подгорело. Берете целую тушку карпа, натираете её черным перцем, кориандром, тертым мускатным орехом, солите. Слегка обжаривате на сковороде. Делаете на ней глубокие насечки, заливаете приготовленным соусом и ставите в духовку в стеклянной посуде. Готовить до запекания корочки и чем можно дольше. С дозами и временем точно сказать не могу. Да и вообще, меня всегда удивляло, как эти волшебники могут заранее определить дозу и время… Все зависит от физики конкретной тушки рыбы, от сковороды, особенностей духовки, консистенции меда и пр... Или это последствия философского образования?

Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments