fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Не просто ребро

«И сказал Бог: сотворим человека (в единственном числе) по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека (единственное число)… мужчину и женщину сотворил их (множественное число относится к единственному числу - человек) (Быт. 1, 26-27)». В тексте везде стоит слово «адам». Здесь это слово употребляется без артикля и в данном контексте явно употреблено в смысле всеобщем, служит нарицательным обозначением человека вообще, то есть означает человечество в целом как нечто онтологически неделимое, единое - как конкретную биологическую единицу, обозначаемую в науке словом «вид» – это тот случай, когда мы будем писать его со строчной буквы.
Библия говорит о сотворении Человека - не двух существ мужского или женского пола, а одного лица, но с мужской и женской природой. До сотворения Евы человек-адам - сочетает в себе мужское и женское начало, но при этом не является андрогином в том смысле, в котором это слово употреблялось в античной мифологии («Пир» Платона, например). Как сейчас человек носит в себе гормоны в том числе и противоположного пола, не относясь к нему, так и первый человек, сочетая мужское и женское, не был существом половым, о чем предостерегал еще блаженный Августин. [Бл. Августин еп. Иппонский. Творения. - Киев, 1912. - Т. 7. - С.231.]
Для того, чтобы произвести жену Адаму, Бог вводит его в необычное состояние. Это состояние (евр. - «тардам») по-разному передается в переводах: в славянском «исступление», в русском – «сон», в Септуагинте - e;kstasin, «экстаз», состояние, когда человек выходит из себя самого, когда он не замкнутая уже личность, а вдруг раскрывается, делается восприимчивым к влиянию извне. Во всех этих терминах заключена одна мысль – явление жены было в бессознательном состоянии. Возникновение пола (т.е. его сущностный исток) не созерцаемо, пол человека – тайна, ибо для древнего познания все есть тайна, что не постигнуто в истоках своего возникновения.
Бог творит жену от Адама, выделяя часть его тела – «ребро». Еврейское слово, которое обычно переводится как ребро, часто в Библии обозначает – сторону (Исх. 26:20, 37:27; 1Цар. 6:5; 2Цар. 16:13). Жена – не просто ребро, она сторона «адама». Архиеп. Иннокентий Херсонский пишет: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое, оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна (латинское слово «sex» совершенно немо, по сравнению с русским словом «пол», что в переводе со славянского значит «половина» - С.Л). Ева сотворена не из ногтя, не из кусочка эпителия или волоска, даже и не кости – она сотворена из глубинной сути человека, из одной «стороны» его природы. Она и есть эта ипостасированная сторона.
Особым творческим актом Бога женское начало извлекается из адама. По сути, в результате творения женщины двух людей не становится, а остается один человек-адам в двух ипостасях.
В совместной жизни Адама и Евы происходит «полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни [Ельчанинов А., свящ. Записи. – Изд. 6-е. – Москва: Лепта, 2001. – С. 34.]». По словам св. Иринея Лионского: «Бог мог бы с самого начала дать человеку полноту, но человек не смог бы воспринять ее, так как был всего лишь младенцем». Поэтому и св. Иоанн Златоуст говорит о том, как в начале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере того как он созревал, в нем начали проявляться несовместимые в одном существе и мужские и женские свойства. И когда он дошел до зрелости, Бог их разделил. [цит.по (Блум) Антоний, митр. Беседы о Вере и Церкви. - М.: Наш Дом, 1991). Пол – не результат деградации, а следствие прогресса развития человека. (хотя в этом св. Григорий Нисский не согласен с Златоустом).
По-славянски и по-русски слово «жена», женщина, ничего не значит, но если опять таки взять еврейский текст, то речь идет о том, что он – «иш», а она – «иша´». Это как бы «человек» и «человечиха» (как «лис» и «лиса» в русском языке): одно слово, но в двух родах – мужском и женском. Муж и жена суть две стороны одного и того же человека. «Адам вдруг осознает, видит, что Ева – это он в женском роде, а Ева смотрит на него и видит, что это она - в мужском, и вместе они составляют всечеловека» [(Блум) Антоний, митрополит Сурожский. Уроки Ветхого Завета // Альфа и Омега. - 1994 - № 1. –С.10.]. Неверно считать, что Библия повествует о том, что женщина создана из мужчины. Мужчина был сотворен вместе с женщиной – вернее, посредством извлечения женского из адама. Мужчина и женщина сотворены из адама, просто муж обнаружит свое сознание в качестве продолжения первичного сознания адама, а жена – в качестве нового творения Божия. Мужчина признал женщину единосущной себе («…вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2.23), то есть не отличной от себя, а потому и не требующей никакого особого имени, - он называл ее собою.
На основании первых глав Бытия мы можем сказать, что мужская или женская природа, рассматриваемая сама по себе, не является полностью человеком. Человеческое существо, отделенное от своего дополнительного элемента, - это всего лишь одна сторона, «полчеловека» - по-славянски «пол», ПОЛОВИНА.
Tags: Библия, логотея, про это
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments