fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Про второго осла

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим.
(см.: Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:28-40; Ин. 12:12-19). Господь въехал в Иерусалим на осле, ему кричали «Осанна», пальмовые ветви и пр. – в общем, рассказы четырех евангелий сходятся.
Но лишь у евангелиста Матфея имеется одна  интересная деталь: он говорит о том, что ослов было… два! Христос говорит: «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их (Матф.21:2-4)».

Почему оно так? Сам текст дает на это ответ: св. Матфей вспоминает об этой детали, для того, чтобы увязать все случившееся с пророчеством Захарии, буквально исполнившемся на Христе (ст.4): «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Другие же евангелисты считают достаточным просто упомянуть о том, что Иисус явился в Иерусалим – не пешком, не на коне\слоне\верблюде, а на осле.

Сам по себе факт входа в Иерусалим на осленке весьма необычен. Царь – и не на на дорогой иномарке драгоценном боевом скакуне, а на осле! И притом не просто на осле, а на необъезженном осленке – животном, настолько маленьком, которое и без мамки-то, наверное, вообще отказывалось куда-то идти. Мало того, что «Запорожец», так еще и такой, который подталкивать нужно…

Пророки в Израиле в своем поведении часто были очень театральны – но не в смысле наигранности, а в смысле символичности и образности своих действий. В информационно перегруженном обществе слова девальвируются, утрачивают свою цену и перестают восприниматься. Многие темы разного рода книжниками и умниками были затерты и замусолены настолько, что уже не вызывали у людей никаких правильных ассоциаций.  Поэтому для того, что бы своим обращением «достать» до слушателя, пророкам приходилось шокировать публику своего рода «перфомансами». Вот, к примеру, Иеремия надевает на шею ярмо и антипатриотично и пораженчески ходит по Иерусалиму, предрекая крах и плен, в то время, как придворные лже-пророки говорят об обратном и изъясняются в русле традиции «вечного города Царя»…

Так вот. Господь таким образом своего пришествия в Иерусалим тоже хотел что-то сказать. Он как бы делает все «наоборот»: то, что делает «крутыми» земных владык или свидетельствует об их  «крутизне», Его не интересует – прежде всего потому, что «Царство Его не от мира сего» (Ин.18:36). По этой же причине с Ним шествуют не министры и генералы, а те, кого называют чернью – бОльшие в сем бытии будут меньшими в Царстве Христа (Мф.20:26). Его возвеличивают не знать и не мудрецы, а дети (Мф.21.16). Он идет не к роскоши и почестям, а предательству и страданию. Да и сам триумфальный вход, собственно, предшествует грядущей Победе, а не следует за ней. По отношению к образу земного властителя Он - «царь наоборот». Все настолько странно и непонятно, что за всем случившимся вообще непросто рассмотреть идею царства --  «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк.17:20)!

Это объясняет тот факт, что ни римляне, ни иудеи не увидели во всем случившемся реальной политической угрозы, а именно претензий на трон. Римский ОМОН продолжал мирно красить бордюры в казармах, да и иудейская знать даже и думать не думала, что Иисус реально заявляет о Своем Достоинстве Царя-Мессии, поэтому и пытались урезонить Его: «слышишь ли, что они говорят?» (Мф.21:16) – мол, ты перебираешь, запрети им так говорить и скажи, что ты своими действиями хотел сказать что-то другое.  Но Христос засвидетельствовал, что все происходит правильным образом, хоть и «неприметным» для книжников и фарисеев.

Христос и Его Царство! Оно ведь «еще и внутрь нас есть» (Лк.17:21). А это значит словосочетание «Вход Господень в Иерусалим» должно иметь не просто евангельско-историческое, но еще и экзистенциальное значение: нечто напрямую и РЕАЛЬНО относящееся к тому, что «внутрь нас»... Господь идет в твою жизнь, в город твоей души, чтобы постучаться в двери твоего сердца. "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14:23,24); "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 30:20). Это несколько дальше, чем земной Иерусалим, и может быть именно поэтому Ему понадобился второй осел? ;)
Tags: Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments