fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Круче гор


Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18.9-14)


Несмотря на то, что «вера без дел мертва» (Иак.2:20), нужно помнить, что «делами закона не оправдается никакая плоть», поскольку «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса» (см. Гал.2.16), без которой «не возможно угодить Богу» (Евр.11.6).
Без веры можно быть «хорошим человеком»: не пить, не курить и играть только в шахматы. «Нравственная стерильность» - если бы праведность именно в ней и только в ней заключалась, то Христос бы не пришел и не умер бы на Кресте.
Естественно, вера (а вместе с ней – любовь и надежда) выражает себя в делах и в делах себя обнаруживает. Если есть вера\надежда\любовь, то непременно есть и дела. Однако это вовсе не означает, что раз есть дела, то есть и вера! Все планеты светят отраженным светом, то это не значит, что всё светящееся отраженным светом, является планетой…

Если «все идет правильно», то достигнутая добродетель интроспективно открывает для человека новые горизонты для достижений, а вместе с этим – и новые виды на собственную греховность. Чем больше человек поднимается по лестнице совершенства, тем больше несовершенств он в себе видит, и наоборот: неспособность видеть в себе несовершенства является причиной неспособности совершенствования. Именно эта способность называется «духовной нищетой», которая является залогом грядущего духовного богатства – им обещано Царство Небесное (см.: Мф.5.3). Это как в науке: найденный ответ порождает два новых вопроса. Только тот, «кто знает, что ничего не знает», имеет подлинную мотивацию на познание. Дураки и так все знают - заранее и навсегда.

farisejimytarЕсли бы «все шло правильно» в духовной жизни фарисея, то он в данной ситуации бы больше видел повода для самоукорения и смирения, а не для осуждения и самопревозношения. Когда в результате своего развития человек обнаруживает личные превосходства и начинает этим превосходством руководствоваться в своей жизни по преимуществу, происходит «озлокачествование» добра – злокачественная добродетель, гордыня, духовный рак.

«Посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Именно смирение перед Богом есть подлинное религиозное состояние. «Духовная нищета», чувство вины – это тот канал, по которому осуществляется religare. Человек без вины и покаяния - атеист. Как и человек без добрых дел.

Вина перед Богом в определенных ситуациях неизбежно трансформируется и в озабоченность собственной виной перед человеком. Вот и в нашей ситуации… Можем ли мы, стоя перед алтарем, говорить Богу: «благодарю Тебя, что я не такой придурок, как мои дети и внуки»? Возможно, наши дети временами и заслуживают самых нелестных эпитетов... Ну, вы понимаете, о чем я?.. Родители не могут не разделять определенной доли определенной ответственности за определенные состояние детей.
А ведь фарисей – это духовный отец нации. Он праведность своего учительства смог противопоставить греховности своего ученика: «Я отличный учитель – просто дети у меня сволочи».

Но если бы «все правильно» шло и в жизни мытаря, то он бы тоже не только бил себя в грудь, правда? Однако, его греховность имеет более благоприятный прогноз, чем состояние фарисея: ему есть куда расти при имеемом и достигнутом, а куда еще расти фарисею, если он и так уже «круче всех»? Но в конец оборзевшие «мытари», ищущие исправления не для себя, а только для фарисеев, таки да, немного утомляют...

И еще. Наш фарисей хоть постился, жертвовал и пр. – т.е., он хоть что-то делал и чего-то достиг! У нас же бывает все куда интереснее: проститутка-профессионалка осуждает блудницу-"альтруистку", вор осуждает грабителя, завистник – скрягу, а все они вместе - ударяют не в свою грудь, а в грудь "фарисея" за то, что он не так постится, молится, смиряется… Да и вообще, "в Бога они верят, а фарисеям - нет".

«Благодарю Тебя, за то, что я грешу не так, как грешит мой ближний, а по-другому»…
Нельзя грешить больше или меньше – можно грешить по-разному: так или иначе.

Короче, как говорится в каноне, «фарисеевым добродетелям постараемся подражать, и ревновать смирению мытаря, ненавидя в них обоих недоброе: безрассудство и пагубу грехопадений»

Tags: Библия, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments