fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Пятница в четверг

Св. Параскева родилась в Иконии в царствование Диоклетиана в знатной семье благочестивых христиан, которые особым образом почитали пятницу – день страданий Христа. Святая и родилась в пятницу, и родители и дали ей имя в честь страстного дня – Параскева, что в переводе и значит пятница.
Параскева очень рано осиротела. Унаследовав имение, она раздала его нуждающимся. Но одно сокровище навсегда осталось при ней – её невероятная красота. Многие набивались ей в женихи, но так никто и не смог завладеть сердцем девушки. Собственно говоря, ей и времени-то не хватало на личную жизнь: она служила ближним и проповедовала о Христе все своё время. Многие полюбили её за добродетель, но многие и возненавидели - за то, как она обличала языческое нечестие и всякую несправедливость. Кроме восторженных взглядов в свою сторону, она удосуживалась даже и побоев.
И вот началось гонение на христиан…
Её привели на суд эпарха (= губернатора). Завязался долгий разговор, суть которого сводится к следующему: отрекись от Христа и принеси жертву идолам - только так сохранишь себе жизнь. Святая кротко ответила отказом. Постепенно диалог переходил на более высокие нотки: царёк становился все настойчивее, а девушка становилась более резкой, вызывающей. Эпарх хотел «подмять» её своей силой, славой и угрозами, но ответы юной христианки были неумолимо дерзки и больно ранили его самолюбие. Знаете, назвать этого дядю сыном дьявола – это вам не просто так… Впрочем, красавицам всегда позволялось больше чем другим. Вскоре, эпарх выложил все карты на стол: нравишься ты мне, давай отрекайся быстренько, я сделаю тебя моей женой – будешь жить долго и счастливо… Но у Параскевы были другие планы… Эпарх приказал её сечь воловьими жилами, а раны растирать грубым сукном. Но все закончилось тем, что Параскева просто плюнула ему в морду.
Эпарх рассвирепел, и девушку велено было отдать палачу, который железными прутьями и растерзал ее тело до самых костей. После её, обескровленную и чуть живую, бросили в темницу умирать. Ночью ей явился ангел, который исцелил её от ран. На следующий день она предстала перед своими мучителями здоровой и еще более прекрасной. Язычники обрадовались за девушку – они подумали, что это их боги дали еще один шанс. Святая потребовала, что бы ей показали этих богов… Те, надеясь на отречение девушки, поспешили исполнить ее просьбу. Но как только она с молитвой ко Христу переступила порог капища, идолы пошатнулись и, упав, разбились… Огромное количество людей закричало: «Велик Бог христианский!». Жрецы, затыкая уши, бросились к эпарху, требуя для девушки лютой смерти. Тот в свою очередь опять велел раздеть девушку, подвесить и жечь ее огнём. Но произошло чудо: у палачей что-то не получилось, и языки пламени, обратившись, опалили мучителей. Толпа начала еще громче скандировать: «Велик Бог христианский!». Назревало народное волнение, и эпарх поспешил отдать приказ обезглавить девушку…

Иконописцы изображают Параскеву – эту маленькую, нежную, юную девушку – в образе суровой подвижницы необычайно высокого роста, с лучезарным венцом на голове, со свитком в руке, на котором начертан Символ веры. Вера делает человека великим.
Св. Параскева была особо почитаема в Великом Княжестве Литовском. У древнего белоруса любовь к этой святой была такой же великой, как у русских к св. Николаю. Ни в какой другой стране мира не было такого количества храмов в честь этой удивительной святой.
Иконы св. Параскевы были почти в каждом доме. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Белорусы и украинцы в день памяти св. Параскевы носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название св. Параскевы Льняницею.
Параскева признаваема была покровительницею сельского хозяйства – ей наши предки молились о сохранении от падежа скота. Св. угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее молитв и заступничества просили при дьявольском наваждении. Св. Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона св. Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Наконец, в честь св. Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями св. Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них обыкновенно праздновали счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь. У пятничных столпов на перекрестках девушки вымаливали себе хороших женихов…
К сожалению, почитание святой не обошлось без суеверий. Народные представления о Параскеве Пятнице являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом св. Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы. Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь.
В Стоглаве говорится, что “по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются св. Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”. Женщины эти, — как замечает далее Стоглав, — “и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”. Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день св. Параскевы за большой грех. Белорусы верили, что в пятницу ходит по селам св. Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Пятница была более почитаемой, нежели воскресенье! Патриарх Константинопольский, которому некогда подчинялась часть наших предков, в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам также запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем…
Tags: праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments