fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

С праздником Рождества Богородицы!

О том, где, когда и при каких обстоятельствах родилась Богородица, мы не сможем прочитать в Библии – она об этом умалчивает. Если подходить к вопросу чисто исторически, то первые сведения о жизни Пресвятой Богородицы датируются 170-180 годами – в это время было написано так называемое Протоевангелие Иакова. Эта книга, в общем, не признанная Церковью в качестве Божественного Откровения, сумела донести до нас до нас некоторые исторические факты, которые из других источников данного периода нам не доступны: она содержала в себе сведения о Рождестве Пресвятой Богородицы, о Введении Ее во храм, о том, кем были Ее родители и каковы их имена… Именно эти сведения не вызывали нареканий и в той или иной мере были согласны с установившейся церковной практикой. О Рождестве Девы Марии упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Прокл, св. Епифаний, св. Августин и св. Роман Сладкопевец. Об этом празднике упоминается в Служебнике папы Геласия (конец V в.). Песнопения в честь этого праздника составил патриарх Анатолий (V в.), Стефан Иерусалимский (VI в.), св. Анд-рей Критский и патриарх Сергий (VII в.), св. Иоанн Дамаскин и патриарх Герман (VIII в.) и св. Иосиф Студит (IX в)… Все говорит о том, что день Рождества Божьей Матери отно-сится к очень древним праздникам, хотя нельзя точно определить время, когда он появился. Скорее речь идет о IV веке. Праздник Рождества Богородицы был одним из самых почитаемых Богородичных праздников в домонгольской Руси. Об этом свидетельствует тот факт, что сразу же после крещения Новгорода на центральном языческом святилище иль-менских славян Перыни, после свержения идолов был поставлен храм Рождества Богоро-дицы. Это был третий храм, построенный в Новгороде первым епископом Иоакимом, после Софии и церкви Иоакима и Анны. Также и св.Антоний Римлянин, прибывший в Новгород в конце XI века, основал близ города свой монастырь с главным храмом Рождества Богородицы...

Примечательно и то, что Рождество Пресвятой Богородицы интересным образом вписывалось в сельскохозяйственный быт наших предков. В белорусских деревнях до сих пор можно услышать, как этот праздник называют «Багачом». К этому дню заканчивалась уборка урожая. С каждого двора бралось по колоску, вязался сноп и приносился в церковь, где служились благодарственные молебны. После с этим снопом, с иконами и пением, обходили дома с просьбами к Богу, чтоб Он сохранил урожай и в следующем году не лишил его. Иногда в этом случае использовался не сноп, а каравай – он-то и назывался «багачом»…
Tags: праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment