fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Широкие врата узкой дороги

Покойный вл. Михаил (Мудьюгин) – один из самых уважаемых мной русских богословов современности – в «НГ» от 30.07.93. дал очень интересное интервью «Духовенство идет на поводу у мирян». Оно очень большое, поэтому я укажу только на некоторые мысли. Мысли эти совпадают с моими, но если я буду их излагать без сносок и цитат, то меня могут невзначай порвать как пачку маргарина… В двух словах… Церковное общество не поровну поделено на тех, кто считает, что спасение только для них, и на тех, кто так не считает. Первая группа наиболее многочисленная и крикливая, и духовенство идет у нее на поводу, остерегаясь раскола и прочих неудобств. Сам владыка считает, что воля Божия дает возможность спасения людям независимо от того, как они мыслят и как они представляют себе решение тех или иных догматических вопросов. Мы не имеем права всех инакомыслящих считать осужденными на вечную погибель. Это жестоко и не соответсвует духу Слова Божия. Эта идея человеконенавистническая, не смотря на то, что охватывает огромное число людей. Она происходит о т испорченной грехом психологии. Ведь все знают, что нельзя гордится своими добрыми делами и осуждать других людей – не смотря на то, что большинству ужасно хочется приписать себе какое-либо преимущество перед другими. Это саопревозношение и фарисейство: «Я принадлежу к числу самых правильных, единственно спасаемых, Те, кто не думают, как я, погибнут». А почему не послушать слова апостола Иоанна: «Всякий дух, который исповедует Христа, пришедшего во плоти, есть дух от Бога…». Очень приятно, ничего не делая в своей жизни доброго, сознавать, что ты предназначен для Царства Божия – потому, что ты член той Церкви, которая спасает. И вот здесь уже крайне необходим образ врага, в противостоянии которому имитируется духовная жизнь. Владыка Михаил в разрешении вопроса о спасении англикан и католиков цитирует митр. Антония (Блума): «Это страшная мысль, что люди, которые верят в Христа и живут своей верой, будут отвергнуты Богом. Эта мысль совершенно ничего не имеет общего с христианской верой, упованием, любовью и, следовательно, со Христом. Архиеп. Михаил также считает, что вне Церкви нет спасения. Но как попасть в Церковь? Правильно, посредством Крещения. А вот здесь самое интересное: Православие признает Крещение других исповеданий. Это решение Арльского собора, подтвержденное Первым Вселенским 325 г. Признается крещение еретиков, если оно совершено во Имя Троицы… Крещение – Врата в Церковь! Если они открыты для еретиков, то как мы можем утверждать, что входящие ими погибнут? Погибнут где – в Церкви?..
Разделение – зло, при чем обоюдное, в котором всегла виноваты две стороны: и правые и левые (на примере 1054 года это очень хорошо видно). В том смысле, в котором еретики отсекают себя от единства, отсекаемся мы все – любым грехом, а не только заблуждением. По сути, в любой момент времени всякий, осознающий себя грешником, осознает себя и отпавшим (отсюда слова Разрешительной молитвы на исповеди: «примири и соедини его Святей твоей Церкви…»). Это те слова, которые читаются одинаково и над кривоверами, и над гордецами, и над празднословами… Еретик – просто грешник, ни больше и ни меньше, - такой же, как я, как ты, как все мы. И тут в пору вспомнить: «Какой мерой мерите… Не судите, да не судимы будете… и т. д. в этом духе. Не люблю большевизма...
Кстати, далеко не каждый святой отец сдал бы экзамен по догматике даже по семинарской программе… Единицы даже из современных богословов способны с чувством, с толком, расстановкой ответить на все вопросы христологии (не на уровне штампов, а на уровне терминологической полемики времен вселенских соборов)…
Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments