fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Белого - не надевать. В церковь - не ходить?

Эта тема в обсуждаемом нами ракурсе больше волнует не мужчин, но женщин, однако, в своих далеких следствиях она связана и с «чисто мужскими» вопросами. Речь пойдет – извиняюсь – о женской нечистоте. Относительно этого факта в церковной жизни имеется много предубеждений и недоумений. Сегодня выяснилось, что женщины ни в чем не уступают мужчинам, поэтому вопрос о женской нечистоте положен в основу усердно отстаиваемого некоторыми проповедниками комплекса женской неполноценности…
Давайте кое-что конкретизируем.
1. Все предписания книги Ветхого Завета (особ. кн. Левит) относительно чистого-нечистого отменены в Новом Завете (определенные сложности в понимании этого вопроса могут возникнуть у христиан из евреев, но не будем уходить в частности). Вопрос о женской нечистоте есть всего лишь часть этих предписаний, и принимать только его было бы нелогичным.
Однако правила Дионисия и Тимофея Александрийских запрещают женщинам причащаться во время менструаций. Это же подтверждает и 2-е Правило Трульского собора… В чем дело? Что это – двойные стандарты, примененные к женщинам отцами-мужчинами? Во-первых, ДА – и Библия, и Правила к женщинам в определенных вопросах предъявляют более высокие требования, но это лишь от более высоко мнения о них. Во-вторых, НЕТ – проблема нечистоты для средневековой женщины была более масштабной, чем для женщины современной, наделенной всеми достижениями гигиены, к тому же менструация есть не только физиологическое состояние, но и психическое, которое часто далеко от спокойного и умиротворенного.
Правила запрещают ТОЛЬКО причащение. Поэтому напоминание на общей исповеди типа «Не дерзали ли в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися?» лишен всяческих богословских оснований и является предрассудком (если не относится к самому священнику). Как говорит прот Н. Балашов, неужели эти наши святыни святее, чем Сам Христос, Который ободрил прикоснувшуюся к Нему кровоточивую женщину и даровал Ей исцеление (см.: Мк. 5. 25-34)?
2. Теперь пару слов о нечистоте родильной. Да, оказывается, есть еще и такая. Женщина в течение 40 дней после родов считается нечистой. Что это ее, бедную, так осквернило? Рождение малыша и радость материнства? Оказывется, да. Между молитвами жене-родильнице и молитвами брачного венчания есть определенные противоречия. Так, как это отмечает Аггеев К : «Священ¬ник должен просить Бога... простить "рабе Твоей, днесь ро¬дившей", всем прикоснувшимся к ней, даже дому, где "родися отроча". Как больно прежде всего чувствовать проникающий всю молитву дух осуждения акта рождения, столь чуждый нашей вере! (Современные думы служителя Церкви // Московс¬кий еженедельник. М., 1906. № 13. С. 402)». «Странным кажется то, что, несмотря на соиз¬воление и благословение Божие на рождение детей, родители все-таки являются "осужденными" за акт рождения ими мла¬денца. Они подвергаются вине и должны просить "проще¬ния". Такой взгляд на брак и деторождение прямо противо¬положен Священному Писанию и противен учению святой Церкви. Это — манихейство, т. е. ересь, осужденная Вселен¬скими Соборами (С-ов А., свящ. Мысли при чтении «Требника» // Отклики сельских пастырей. Киев, 1911. Январь-март. С. 88-92. Подробнее см.: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., Круглый стол по религ. образ, и диаконии, [2000]. С. 383—385.)».
Однако. На самом деле не все так плохо. На мой взгляд, такая критика, пусть и во многом справедливая, все же не учитывает один важный аспект. Эта мысль мне пришла в голову, когда я, навещая свою жену в роддоме, увидел, как то ли цыган, то ли кавказоид, имел свою, еще, быть может, только вчера родившую жену прямо на лестничной площадке. Женщина плакала и стонала, но, как я полагаю, не от удовольствия…
Так вот. Церковь, используя «подручные» средства, организует для женщины что-то наподобие декретного отпуска. У Церкви нет других терминов – отсюда «скверна» и «нечистота». На протяжении сорока дней родильница освобождалась от супружеских, трудовых, общественных и прочих обязанностей. На протяжении этого срока (а при необходимости и большего) женщина должна была быть дома и залечивать раны и привыкать к переменам в своей жизни. Она была «нечистой», а по сути – НЕПРИКАСАЕМОЙ. Взывать к совести тупеющего от похоти бородатого дикаря не резонно, поэтому Церковь ввела данную проблему в область табу. По истечении сорока дней, если здоровье женщины восстанавливалось (прекращалось кровотечение), она приходила в храм с ребенком (как правило, уже крещеным к этому времени) и «вводилась» в церковь, исповедовалась, причащалась, приносила пожертвования, раздавала милостыню. Завтра – на работу. Понятно, что мое объяснение фиксирует факультативные смыслы, но…
Одним словом, дорогие женщины, мы вас очень любим.
Tags: про это
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →