fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

А и Б сидели на трубе (нефтяной)

Зло обычно мыслиться нами, как понятие соотносительное: оно всегда противостоит добру и мыслится ему в противопоставлении. Это верно (А) и неверно (Б) одновременно, но в разном отношении.
(А) Верно в том смысле, что зло действительно не самобытно и не самодостаточно. Его всегда нужно будет определять как через саму категорию добра, так и через отношение зла к добру: как его количественно-качественную деформацию или релятивно-контекстуальное изменение – через всё то, благодаря чему добро перестает быть добром, и благодаря чему возникает возможность зла и само зло. Поясним это на наглядном примере. Может ли существовать яблоко без яблочной червоточины? Конечно. А может ли существовать яблочная червоточина без яблока? Нет. Зло, таким образом, это червоточина на добре.
(Б) Неверно вот в каком смысле. Чтобы говорить о «правильной» соотнесенности понятий, ИМХО, мы должны иметь два полностью симметричных одноуровневых понятия чистой взаимообусловленности. А этого у нас, как раз, у христиан, в данном случае нет. Приверженцы библейской концепции добра и зла могут мыслить первое безотносительно ко второму: существует такое добро, которое должно мыслиться до и вне зла и без всякой соотнесенности к нему. Никакого дуализма! В результате чего, категория зла сохраняет свою соотнесенность, а категория добра – нет. Естественно, такое понятие добра будет ничем иным, как проекцией и антропоморфной редукцией категории «Бог» в нравственно-этическую плоскость. Хотя, здесь мы имеем некоторые формальные трудности: с моей точки зрения, рано или поздно, мы должны будем обнаружить, что понятие «добро» перестает быть эквивалентом понятия «Бог» в нравственной плоскости ввиду того, что понятие «Бог» становится самой плоскостью, а не каким-либо понятием, на нее проектируемым – оно оборачивается условием осмысленности понятия «добро», а чуть позже и понятия «зло». Последнее есть крайне нежелательный побочный эффект, поскольку его нужно будет нивелировать таким образом, чтоб «зло» не стало гомологичным равновесным альтернативным вариантом следования из возможностей, содержащихся в понятии «Бог». Хотя… В общем, если продолжать, то мне понадобится еще страницы четыре-пять – поэтому это можно опустить из-за соображений краткости и пойти спать.
Tags: логотея, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments