fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Ближними не рождаются

Кхе-кхе, так на чем это мы остановились? Ах, да… Ближний…

Ближний есть тот, для кого ты стал ближним - это, думаю, самое понятное, из того, что я сказал ранее по этому поводу. Никто не станет ближним, пока ты себя не увидишь ближним кого-либо из этого никто. Преврати никто в кого-то - и «в небе радуга проснется». Степень «близости» этого кого-то зависит от того, в какой степени ты готов идти до конца. И, если что, пенять придется только на себя. Ближними не рождаются – ближними становятся (в греч. Лк.10.36 : γεγονέναι). И никто не отменял старый добрый принцип, согласно которому, если ты хочешь, чтоб что-то было сделано хорошо, то сделай это сам.
Если повторить мой каверзный вопрос о том, является ли вопрос о ближнем вопросом о православии… Собственно, этот вопрос изначально не предполагал прямого ответа в лоб: основная его идея заключалось в том, чтоб обратить ваше внимание на тот момент, который вы, возможно, не знали: понимание «ближнего» ветхозаветными иудеями в связи с фактом (не)сопричастности кого-либо к иудаизму – только так можно оценить всю «нестандартность» ответа Иисуса. А некоторые начали повторять простые прописные истины. Что ж, повторение – мать учения. Это полезно.

А если все-таки отвечать на этот вопрос?

Как угодно! Можно и ответить. Чем более вы подготовлены , тем многостороннее и сложнее ваш взгляд на проблему. Можно сказать «нет» и обосновать, а можно сказать «да» и сделать то же самое. Самое банальное к утвердительному ответу: частенько «православность» нашего ближнего зависит от того, воспринимаем ли мы его в качестве такового или нет. Осуждение и клевета имеет место быть и в вопросах вероисповедания – и здесь мы видим в ближнем прежде всего собственные страсти. «Клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр.12.10) - умеет прикрываться самыми высокими материями. Это с одной стороны, а с другой, согласно народной мудрости, если кого-то долго называть свиньей, то он на самом деле однажды захрюкает...

Посмотрите: вот даже в этом случае, первое, что некоторым пришло на ум, так это уличить меня в неправоте, а не рассмотреть условия, при которых я, возможно, мог бы оказаться правым. А почему б в первую очередь не допустить то, что вы что-то не поняли, а не то, что что-то не понял я? Демократия? Так низя относиться к ближнему ;))

Теперь давайте сменим тональность и подойдем к вопросу о ближнем в другой перспективе. Готовы? Поехали!

Блаженный Феофилакт дает очень интересное толкование нашей притчи: жертва разбойников — Адам и все человечество, Иерусалим — рай, Иерихон — юдоль земная, разбойники — бесы, священник и левит — Закон и Пророки (получается, что прошедшие мимо – S.L.), Самарянин — Христос, масло и вино — Евангелие, гостиница — Церковь, гостинник — духовенство, два динария — Ветхий и Новый заветы (Христос добавит, если двух не хватит – когда вернется – S.L.)… Красиво?
И блж. Августин, и свт. Николай Сербский нашим истинным ближним так же называют Христа.
А почему Он - ближний? Потому, что мы «подошли» к Нему так близко? Или потому, что Он это сделал по отношению к нам? Ответ очевиден. Единственное, чем мы можем способствовать сокращению «дистанции» - не отдаляться и позволить Ему приблизиться.
Позвольте Христу стать вашим ближним!
Позвольте окружающим стать нашими ближними! Иногда проблема только в этом…
Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →