fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Истина и вино

Вот, на днях пришлось мне читать проповедь для ПТУшников об алкоголизме (та-а-ак, а кто будет подкалывать, получит в глаз).



Ну и, естественно, в поисках определенных деталей я отправился в Интернет…
И вот тут один баптистский источник утверждает:

«Знаменитый раввин М. С. Исаакс говорит: «В Палестине обычно не употребляют перебродившее вино. Наилучшее вино сохраняется сладким и пресным. Евреи на своих религиозных праздниках и свадебных банкетах никогда не употребляли никак «сквашенных» (перебродивших), то есть содержащих алкоголь, напитков. Для своих личных, а также всенародных жертвоприношений и излияний вина они брали от виноградного плода, то есть свежий виноградный сок и изюм, или сушеный виноград, как символ благословения…

Слушайте, ребята, я, конечно, не знаю, на сколько он знаменит, этот раввин (я не нашел про него ни в одной энциклопедии - может, вы подскажете?), но одно ясно: наших семиюродных братьев какой-то раввин водит за нос…
Ложь на лжи.
Палестинские евреи, напротив, обычно употребляют «перебродившее вино», хотя, возможно, и среди иудейских сект можно найти что-то гомологичное нашим адвентистам и трезвенникам.
Напротив, именно обычное вино употребляется евреями на своих праздниках. Достаточно вспомнить о Пуриме и Симхат-Торе. На Пурим, к слову, вообще велено выпивать столько, что я бы умер, так и не сумев выполнить условие нормы: ведь каждый обязан выпить столько вина, чтобы перестать видеть разницу между словами «проклят Аман» и «благословен Мордехай». На свадьбе полагается выпить два бокала вина, на обрезании – один. На церемонии хавдалы читаются благословения над кубком вина, наполненным через край…Киддуш так же совершается над бокалом вина… В общем, вино, занимают важное место в иудейских обычаях, хотя, сок тоже может использоваться – поскольку ритуал не нормирует крепость вина.
Евреи и сегодня содержимое чаши с вином называют «от плода виноградного». Так, например, прежде чем пить виноградное вино, евреи произносят специальное благословение: «Благословен Ты, Господь Бог наш, царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». Над всеми другими винами и соками читается другое благословение. Совершенно не удивительно, что и Христос использовал подобную лексику. Верные своим эволюционным предкам, большинство христиан тоже её используют – например в текстах Литургии.
Словосочетание «от плода виноградного» нельзя противопоставлять слову «вино», потому что слово «вино» (яйн) может указывать и на виноградный сок, и, в свою очередь, «плод виноградный» - родовое по отношению к видам «сок» и «вино». Более того, существуют еще такие слова как «мишра», прямо указывающие на виноградный сок, а не на вино.
Поэтому «брали от виноградного плода» совсем не значит с необходимостью «брали виноградный сок». Да и вообще было бы интересно узнать о способах сохранения безалкогольного вина в древности – напротив, чтоб сохранить «от плода виноградного» от порчи и гнили, нужно было дать ему правильно перебродить в нужных условиях.
Насчет пасхальной вечери. Зачем фантазировать? Благодаря Интернету, сейчас все можно узнать достаточно легко - даже если среди ваших знакомых нет осведомленных в этом вопросе иудеев. Законы о квасном (хамец) распространяются только на брожженное зерновое. Если говорить о спиртных напитках, то под него подпадают только пиво, виски, водку, аналоги самогона. Сок (он тоже должен быть кошерным для Пасхи) предлагается детям, язвенникам и трезвенникам – т.е., НЕ по умолчанию, и Христос не относился ни к одной из этих категорий граждан. Поэтому, все же, Истина – в вине. Евхаристическом.

У меня, кстати, у самого недавно была бутылочка прислала тетя, на которой было написано что-то типа «suitable for Passover use» или «Kosher for Passover» и, помнится, там все нормально было с градусами, хотя само вино оказалось не очень.

Иногда еврей живет в гойском тылу и не может купить кошерное вино, в то время как заповедь "четырех праздничных бокалов" можно исполнить только с помощью "напитка из плодов виноградной лозы". Подойдет виноградный сок, но если нельзя достать кошерного для Пасхи вина, то сока - тем более. Выход? Упоминавшийся «изюм»! Еврей берет изюм, заливает его охлажденным сиропом, добавляет лимонной кислоты, накрывает и ставит теплое место. Через три недели (когда брожение закончится), процеживают, разливают по бутылкам и охлаждают. Все! Не пробовал, но, судя по всему, это тоже не сок, хоть и «от плодов виноградных».

Итак, основываясь на Библии (и, уж тем более, на иудейских традициях)никак нельзя оправдать категоричный запрет на употребление алкоголя, можно только найти осуждение пьянства и поощрение умеренности - вплоть до добровольного личного воздержания.

Однако спорить с баптистами и примкнувшими к ним о вине, не договорившись предварительно о более важных вещах, – последнее дело. Я, собственно, вот о чем хотел сказать…
Я не просто ни с того ни с сего отправился в ПТУ на чужом приходе с такой темой. Меня туда отправили в качестве прикрытия к двум сестрам одного очень серьезного монастыря одного очень большого города, которые приехали в Слоним с просветительской миссией, а заодно и - с ярмаркой. Так вот, я еще раз заметил, что, во-первых, проповедь Евангелия у нас подменяется агитацией за какой-то абстрактный здоровый образ жизни. И сама агитация, во-вторых, качественно и количественно напоминает толи "иезуитскую" (где цель оправдывает всякие средства), то ли адвентистскую (где главное - это "кошерность").

Я в своем промоушене, расписав коварство пьянства как порока (особенно подросткового), сделал все для того, что б народ понял, что дело не в алкоголе, а в человеке (во времени и своевременности, месте, количестве, компании, качестве, целях и идеалах и пр.), что православие не осуждает употребление спиртных напитков взрослыми в принципе, что Христос употреблял вино, и даже строжайшие монашеские уставы делают соответственные допущения в известное время в указанном количестве и пр. в этом духе. Мои слова никак не выглядели как поощрение пьянства и как противоречие тому, что я сказал в начале об этом пороке. Но.
Одна монахиня была в шоке. Она после «всем спасибо, все свободны» встала на пути несущейся к выходу толпы и кричала: «Вы не подумайте, Христос пил разбавленное вино!». Угу, ну конечно, джин-тоник. На мой протест она отрезала: «Как можно ТАКОЕ было им сказать?» и что ей теперь, вот, приходится лгать во спасение. Они ж де не поймут! Азиаты-с. Одним словом, нужно проповедовать адвентизм – как и у тех, других тем для разговора нету: только что есть и что пить. Ну еще и аборты наще миссионерское "фсё". Вот если бы народ не пил и аборты не делал, то мы б, наверное, и не знали, про что "миссионерить". Может, разве что, про чудеса какой-нибудь блаженной Сосипатры и посмертные видения какого-нибудь старца Евпла...

Я, конечно, заметил, что никогда нельзя говорить о чем-то важном, если думаешь, что тебя все равно не поймут. А с другой стороны, как могут понять тебя правильно, когда ты говоришь не правильно изначально? Что они «поймут», когда увидят епископа на «фэсте» с рюмкой? Что они поймут, когда им станет ясно, что их обманывали, и на самом деле все не так?

Да и вообще, говорить о «воздержании» вне веры во Христа, при отсутсвии у слушателей желания быть наставленными во спасение, да еще и на фоне наличия желания, возможности, доступности, ложный идеалов, миниум, не последовательно. Помните, бл. Августин написал: «возлюби Бога и делай, что хочешь»? А я же не поэт, но скажу стихами вам тоже кое-что хочу сказать: не любишь Бога – тоже делай, что хочешь. А какая тогда разница, собственно, что ты будешь делать? Ведь ты УЖЕ осужден (см.: Ин.3.18). Да хоть об стенку убейся!

"Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие; так и состав сочинения приятно занимает слух читателя при соразмерности. Здесь да будет конец" (2 Мак.15.39).
Tags: апологетика, из жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments