fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Церковь и рок

Под таким названием «Слонимский Вестник» за 26 марта сего года в рубрике «Музыка и мы» опубликовал интервью со мной. Если вы не выписываете эту газету… :)

1. Итак, первый вопрос. Как Вы относитесь к такому явлению, как рок-культура?

Рок-культура – явление достаточно многогранное, сочетающее в себе противоречивые тенденции, объединяющее собой совершенно разных людей. Не то что рок-культура, а сам рок по своей форме весьма разнообразен: от крайне тяжелых его форм до едва отличимых (и отличимых ли вообще!) от «попсы». А о содержании и говорить нечего! Было бы несправедливым давать здесь какие-либо однозначные оценки и стричь, как говорят, всех под одну гребенку.

2. Рок музыка, по-Вашему, несет в себе какой-нибудь смысл?

В настоящем, «правильном» роке смысл доминирует над всеми другими составляющими, причем - часто даже над эстетикой, а иногда, что особенно печально, над этикой. В рок-музыке смысла больше чем чего-либо другого. Вопрос в том, какой это смысл… Иногда слышишь замечательную мелодию и (или) виртуозное исполнение и восхищаешься, но, обратишь внимание на слова или поведение на сцене...

3. Многие считают, что проблемы наркомании, самоубийства – дело рук рок-н-ролла. Как думаете Вы?

Есть такие коллективы, которые и состоят из наркоманов и поют про наркотики и о бессмысленности существования, в то время, как есть и те, кто призывает к здоровому образу жизни и любит жизнь, ни смотря ни на что. К сожалению, в мире растет число людей, употребляющих наркотики, а также тех, кто думает, что самоубийство есть единственный выход… Музыка чутко реагирует на социальные изменения и, в свою очередь, сама оказывает на них влияние. Вот она, проблема «курицы и яйца», и попробуй разберись, что первичнее! Мы живем в мире, в котором все связано со всем, и тем не менее, никогда не знаешь, что окажется последней каплей. Люди сходят с ума по разным причинам, и повод может быть разный. Если находятся те, кто способен довести себя до безумия чтением Библии, то что уж хотеть от Леннона, Джаггера, Хендрикса, или какого-нибудь там Пупкинса!

4. В некоторый церковных книгах пишется, что в песнях, ну например The Beatles, Rolling Stones скрыто послание сатаны. Вы тоже так считаете?

Не знаю. И Битлы, и Роллинги, и прочие группы прошлого и настоящего могут позволить себе петь все прямым текстом… Скрытую угрозу обычно ищут там, где не могут обнаружить явную – для этого необходимы знания, ибо одной фантазии не достаточно. Лично мне не попадались в руки книги «антирокового» содержания на русском языке, которые бы отличались хоть малейшим знанием предмета. А жаль, ведь угроза все же есть. Определенные группы совершенно открыто называют себя сатанистами. А есть те, кто, себя никак не называя, проповедует не абстрактную безнаравственность, а вполне криминальные вещи. И еще: никакого послания сатаны в природе не существует!

5. Отец Сергий, почему многие церковные деятели винят во многих проблемах рок?

Люди всегда ищут виноватых – крайних. И церковные деятели – не исключение, хотя иногда речь идет о самом заурядном споре о вкусах. Это во-первых. А во-вторых, как я ранее заметил, в роке столько всего разного, в том чисел и того, что совершенно оправданно заслуживает бескомпромиссного порицания - и с точки зрения Правды Божией, и с точки зрения законности. Однако, опять-таки, виновата не музыка, а люди: не музыку спас Христос, а людей, и не для того, чтоб осудить музыку, придет Христос на землю во второй раз… Рок – это музыка, а музыка это семь нот, ничего более. Все остальное – люди. Обычно нарекания со стороны духовенства вызывает инфернальные (или те, что кажутся таковыми) мотивы в творчестве рок-музыкантов. Это очень сложный вопрос… Понимаете ли, рок-культура формировалась как протест, против слащаво и миловидно завуалированного лицемерия, фальши, приспособленчества, потребительства, неравенства, войны… Эти черты были настолько всеобъемлющи и универсальны, что протестовать против них зачастую означало протестовать против культуры вообще. Молодые люди, будучи не искушенными сложных вопросах богословия и морали, не могли точно отличать и разграничивать добро и зло, в результате чего их критика очень напоминала американские бомбардировки: целятся в одно, а попадают в другое. Более того, молодежи казалось, что все существующие церкви «покрывают» тот мир, который казался им чуждым и несправедливым. Именно здесь кроется причина свойственного некоторым ранним коллективам ницшеанского антихристианства, заигрывания с другими религиями и культами или просто циничного нигилизма. Сатанизм появится позже – сначала в форме театрального эпатажа, а потом и в «настоящей» форме - религиозной.

6. Много говорят о физическом вреде рока. Волны, децибелы…

Этот вопрос вообще не в компетенции Церкви. Это – дела санитарных врачей и тех структур, в ведении которых находятся ГОСТы, всякие там допустимые пределы, стандарты и пр. Для человека, как биологического вида, все вредно, что не является типичным для его среды обитания: слишком горячее, слишком холодное, слишком яркое и т.д… Я не специалист в этом вопросе – я философ по светскому образованию - но мне думается, что и слишком громкое тоже вредно. Но проблема рока все же не в том, на сколько громко можно включить музыку, не так ли? Если рок вреден только в этом смысле, то почему б не обвинять в сатанизме производителей мобильных телефонов и всякий бытовых приборов, излучающих мало чего полезного, или автомобилестроителей – столько народу полегло почем зря?.. Всякий вред нужно стараться редуцировать к минимуму, это верно. Но каждый из нас должен делать это на своем месте. В каком звании кто призван, в том каждый и оставайся пред Богом. Если ты не футболист, то не лезь на поле… Можно я просто поболею?


7. Как Вы относитесь к поп-музыке?

Поп-музыка в плане смысла, о котором мы говорили в начале, значительно проще. В этом как ее плюсы, так и минусы. Лично я не люблю глупые песни (иле те, что мне кажутся таковыми), а также те, что построены на основе пресловутого «дворового» ля-минора. И что особенно противно моему естеству – «фабричный» (в прямом и переносном смысле) подход и искусству, основанный не на смысле, не на исполнительстве, а исключительно на шоу. Обертка может быть красивой, но она не должна стоить дороже товара. Поп, в отличие от рока, более овеществлен, натурализирован в качестве товара. Песни продаются как кирпичи, в результате этот вид искусства перестает выполнять свои функции: не облагораживает человека, а сам вульгаризируется, опошляется вместе с ним. Кстати, и рок сейчас какой-то «не такой», или я пропустил что-то важное (или сам – уже не тот).

8. Отец Сергий, с какой стороны нужно подходить к рок-н-роллу? Что нужно в нем искать?

Нужно быть очень осторожным и избирательным, как пчела: берет нектар, а яд не трогает. «Все испытывайте, хорошего держитесь», - говорит апостол Павел. Именно испытуйте: вникайте в смысл всего происходящего, в идею, тексты и пр. Рок, и не только рок, но и классика, а также любое другое увлечение человека, опасно своими последствиями – привязанностями в их крайних формах. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», - говорит тот же апостол Павел. Музыка имеет великую силу над душой человека. Библия свидетельствует, что когда Давид играл на гуслях, то злой дух отступал от Саула, которому становилось отраднее и лучше. Музыка похожа на лекарство: оно может быть самым лучшим, но при этом не всем оно подходит, а некоторых – может даже убить. Все хорошо в меру. В мире есть много еще чего кроме музыки в частности и искусства вообще. Мы о многом суетимся, в то время как одно, по слову Христа, нам нужно на самом деле – то, что от нас не отнимется никогда…


Беседовал Александр Лойко
Tags: вопрос-ответ, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments