fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Винегрет

Я сегодня продолжу свои размышления на тему пожертвований и благотворительности. Не то, что бы уж совсем размышления… Так, пунктиры. Я думаю, что это несколько прояснит недоумения, которые возникли у моих читателей по поводу предыдущей моей записи, и приведет их к недоумениям поновее - я ведь сказал, что продолжу, а не закончу...

Что же нам понадобится сегодня для того, чтоб приготовить наше гомилетическое блюдо? Всего ничего: только несколько мест Священного Писания – пост ведь!
Итак.

Откройте Евангелие от Матфея (21.12-13). «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Меновщики, менялы – кто это? Это представители очень важного звена экономической жизни храма. Они обменивали имеющие хождение в народе монеты на сикли (шекели) – традиционную монету, в то время имевшую хождение только при храме. За нее еврей мог купить все необходимое для соблюдения ритуалов, в том числе и тех, которые прямо заповеданы Законом Моисея (см.: Исх .30. 10-16). Благодаря продаже шекеля и непростым валютным операциям, храм получал колоссальную прибыль. Я хочу сказать, что менялы – это не просто валютчики, как думают некоторые, а усердные труженики свечного ящика тех времен… И тем не менее, с ними «как-то неловко получилось»…
Почему? Христос отменил материальную жертву? Нет. Ведь о лепте вдовы, например, он сказал как о принятой Богом. Думаете Христос запретил «торговлю» (назовем это кратко таким образом)? Я тоже скажу «нет». И вот почему.
Откройте книгу Исайи, первую главу. Читаем! «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови…(Ис.1.11-15)». Как Вы думаете, имеет ли ввиду пророк, что отныне больше не нужно соблюдать субботу, ходить в храм, святить праздники? Значит ли это, что теперь молиться напрасно? Конечно, нет, и это очевидно! Христос, как и тогда Господь через Исайю, предлагает евреям выбрать что-то одно: «беззаконие» или «празднование» («освящение»). Одно и другое несовместимо. Пророк тогда и Христос теперь имеют ввиду то, что при определенных условиях формальное соблюдение субботы и обильные пожертвования и само богослужение суть не только безразличны Богу, но и гневят Его. «Не надейся на неправедную жертву» (Сир.35.11). У нас нет и не может быть «технической» уверенности в том, что наша жертва принята: «Не говори: "Он призрит на множество даров моих, и, когда я принесу их Богу Вышнему, Он примет» (Сир.7.9).

Без сокрушенного сердца жертва не есть жертва, а попытка дать Богу взятку. Без смирения стены Иерусалима не устоят – даже если горделиво будут воздвигнуты. Апостолы-провинциалы, оказавшись в столице, поражались величественному виду храма и бурно выражали свои эмоции, на что Христос печально пророчествовал, что «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф.24.2). Писание ясно показывает, что Христос любил храм и ревновал о нем (Ин.2.17), хотя Он, думаю, хорошо понимал, «сколько все это стоит», а так же то, что все это не само выросло и не забесплатно стоит. Ведь так?

А вот тоже в тему храма, принятия пожертвований, "вертепа разбойников" и всего такого: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: `здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень'. Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, - то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов. Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: `мы спасены', чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?» (Иер. 7.1). «Так говорит Господь народу сему: за то, что они любят бродить, не удерживают ног своих, за то Господь не благоволит к ним, припоминает ныне беззакония их и наказывает грехи их. И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровою язвою истреблю их» (Иер.14.10-12) – как видите, воистину иногда лучше не напоминать Господу о существовании некоторых парней, во благо же им самим.

Теперь давайте вспомним историю блудницы, которая помазала ноги Иисуса драгоценным благовонным миром. Это Евангелие от Луки. «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк.7.36-39).
У свт. Иоанна Златоуста в его проповеди на тему Великого Четверга есть такой лирический пассаж. «Она пошла к торговцу благовонными маслами и стала говорить ему: так как здесь находится великий друг мой… то дай мне мира, если имеешь достойное Его, чтобы я могла достойно воздать достойно возлюбленному мною, воспламенившему сердце мое и утробу. Что касается цены, я ничего не пожалею для уплаты тебе; если понадобится, я готова продать и отдать себя и с телом и с костями, чтобы хотя малое, что я имею, принести тому, Кто хочет меня очистить». Ну как вам? Напоминаю, что речь идет о местной всем известной проститутке… И?... Господь… принял ее жертву! Вот взял и принял, что ты Ему скажешь? Что Он «не пророк»? А принял ли Господь жертву пригласившего его фарисея, в дом которого была вхожа эта женщина, – не известно. Не в осуждение ли себе принял фарисей Господа? Я не знаю. А вот жертву Закхея приянял - это точно (Лк.19.2-8). И этот мотив весьма характерен для Библии: иногда Бог предпочитает тех, кого люди никогда бы не предпочли: правильные, законные (ака "каноничные") по дейсвтующим нормам претенденты на "первенство" оказываются на втором плане (и то если еще оказываются!), а аутсайдеры, лузеры и маргиналы вырываются вперед. Вот так понаедет всяких, понимашь, с востока и запада и возляжет с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а местные извержены будут во тьму внешнюю (см.: Мф.8.11) ...

В общем, все вы уже ни один раз слышали проповеди на подобные темы. Я только добавлю напоследок: не указывайте Богу, какую жертву принимать, а какую нет, кого ставить одесную, а кого ошуюю, кого карать, а кого миловать. Он Сам во всем разберется, Он сможет, Он такой! Не переживайте за Него!
И еще. Если вы приносите жертвы, но при этом не хотите ничего менять в своей жизни и в себе, то... эээ... мммм... ну, вы не правы, короче.

Вот собственно и все на сегодня! Вам осталось только самим все это перемешать и добавить соли по вкусу.
Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments