fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Пока смерть не разлучит нас...

Держу в руках два требника: Требник, изданный Львовским братством в 1668 году и еще один неопознанный, без титула. Содержимое первого требника представляет собой, в основном, перепечатку Требника св. Петра (Могилы), митрополита Киевского… Требник в той или иной степени свидетельствует о литургической жизни наших предков, проживавших в некоторой части современной Украины, Румынии, Беларуси, Польши и Литвы. Я бы хотел отметить одну маленькую достопримечательность этой жизни…
…В принципе, в у нас много одичавших народных обычаев, которые имеют церковное происхождение, но в последствии утратившие свой церковный смысл. Например, на поминальной трапезе на блюдечке в наших краях вам положат маленькую печенюшку – это рудимент просфорочки с заупокойной обедни…
И, не знаю, как у вас на Колыме, но у нас и по сей день распространен такой свадебный обычай: на второй день свадьбы, после первой брачной ночи, свекровь повязывает своей новой невестке бабий платок…
И вот, значит, я держу Требник… И в этом Требнике есть очень интересное чинопоследование: «Молитва первобрачной невесты, хотящей ввестися по браце и прияти благословение первому покровению главе» - это когда молодая жена, вчерашняя дева, после первой брачной ночи приходила в церковь, над ней священник читал благословения и повязывал ей «саван» - бабий головной убор, свидетельствующий о ее замужнем статусе. Интересно, не правда ли?
Надевание чего-нибудь на мужиков не предусматривалось )


Кстати, мне очень нравится Требник Петра Могилы в вопросах чинопоследования венчания. Там предусмотрена настоящая полноценная брачная клятва типа «Беру тебя … пока смерть не разлучит нас» - то, чего, с моей точки зрения, совершенно не хватает в современном чине.
Tags: разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments