fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Прямая линия

"В чем смысл религиозных ограничений?"
Мое интервью "АиФ"...
Конечный вариант: http://aif.by/en/press-center/item/373-press-post.html
Исходный вариант (больше вопросов, длиннее ответы):
Елена, Рогачев:
Муж не очень понимает смысл воздержания (супружеского) в пост, из-за этого мы ссоримся. Как мне объяснить ему эту необходимость?

Половое воздержание возможно только при обоюдном согласии супругов. Супруги не в праве отказывать друг другу в близости, ибо "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7.4). Естественно, супруги должны учитывать желание и готовность к близости друг друга, но начинать баталии о смысле воздержания тогда, когда одному из супругов уж совсем невмоготу было бы неправильно. Естественно, более стойкая сторона в браке должна стараться настроить на воздержание менее стойкую – но делаться это должно на фоне событий, не имеющих никакого отношения к конкретной предполагаемой близости. Супруги оба должны захотеть воздержания… И самое главное, чтоб в семейной жизни пост не превращался в простое прикрытие отказа на манер пресловутой «головной боли». Спекуляции на идее поста вызывают озлобление в адрес Бога, Церкви и христианства ущемленного в своих правах супруга и провоцируют разрушение семьи.
Если пост принес разлад в вашу семью, значит, кто-то что-то делает неправильно. Нужно обязательно посоветоваться со своим духовником. Думаю, что христианские супруги – лучшие супруги. Христианский брак – это своего рода марш-бросок, где результат засчитывается по последнему. Поэтому всегда нужно нисходить к немощам друг друга, помогать друг другу. Но тупые отказы, ссылки на какого-нибудь старца, угрозы адом и концом света, в данном случае, суть не самые лучшие помощники. Если супруг не разделяет ваших религиозных взглядов или же просто постнических стремлений, то отнеситесь к этому так, как будто виноваты в этом вы сами. Ведь это вы не смогли стать проводником освящающей благодати для своей половинки. Увы, вам не удалось увлечь своего супруга за собой…
Супружеское воздержание для очень многих семей есть самая сложная составляющая поста с физической его стороны. Как уж получается. Бог видит наши старания! Если они есть, конечно. Церковь не пытается всех в таком деликатном вопросе стричь под одну гребенку: ведь, согласно правилу Дионисия Александрийского, в вопросах воздержания «вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судиями».
Здесь есть еще одно но. Вера не отменяет физиологию… Нередко бывает и так, что «благочестивая» сторона в браке оказывается более темпераментной и нередко только и ждет тоскливым постным вечерком, что вторая ее половинка начнет проявлять к ней соответствующий интерес и даже сама начинает провоцировать… А потом…А потом «А как же! Жена не властна над своим телом, но муж…» и тд… И нередко после всего начинается еще и "распил" своей половины: мол, она (или, наоборот, он) такой(ая)-сякой(ая) плохой(ая), а я белый(ая) и пушистый(ая) собирался(лась) причащаться послезавтра»…
Поэтому, дорогие друзья, запаситесь терпением. Тут не может и не должно быть общих назначений. Для того, чтоб рекомендовать что-то конкретное именно в вашей ситуации, священнику нужно знать именно вашу ситуацию…

Максим, Минск:
Правда ли, что в основе поста есть и экологическое обоснование:хоть временно меньше потреблять мясо животных? И как Церковь относиться к вегетарианству?


Экологические мотивы не являются обоснованием практики постов в Православии - они, скорее, являются сопутствующим благоприятным последствием практики постов. Путь заповеди – это путь жизни. И естественно, что исполнение заповеди должно имплицировать и внешние какие-то изменения к лучшему как самого человека, так и окружающего нас мира. Мне попадались исследования, которые показывают практическую экологическую пользу постов или вегетарианства: чем больше бы людей постилось, тем меньше был бы соцзаказ к мясомолочной промышленности, что, в свою очередь позволило бы сократить площадь пастбищ, редуцировать вырубку лесов и осушение болот, радикально уменьшить вред, наносимый животноводством озоновому слою, увеличить производство зерна, и, сделав его более доступным для голодающих. Думаю, все наслышаны о медицинской пользе разумного временного воздержания от пищи, ранжированной как по качеству, так и по количеству - особенно сегодня, когда индекс средней массы тела населения развитых стран неуклонно растет, а сердечнососудистые заболевания является основной причиной смерти.
В принципе я должен сказать «да». Судя по всему, пост, по крайне мере, в определенных границах, есть полезное для экологии явление. Особенно, если учесть, что пост есть не только ограничение себя в пище – это ограничение себя в потреблении самого широкого круга жизненных благ. Давайте вспомним здесь и о навязчивом шопинге, бессмысленных покупках, стяжательстве и накопительстве, на которые нас подбивают соблазнительные витрины и красочная реклама... естественно, если мы будем пытатьсясебя ограничивать и здесь, то экология только приобретет.
Но если говорить об отношении Церкви к вегетарианству, то здесь все сложнее… Не смотря на то, что вегетарианство и постничество внешне как явления очень схожи, сущностно они могут быть радикально отличны и взаимоисключающи. Дело в мотивации. А мотивация определяется мировоззрением, которое в свою очередь частенько зависит о тех или иных религиозных взглядов.
Библия повествует нам о том, что человек был сотворен травоядным… «вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу» (Быт.1) Однако после грехопадения природа человека непременно изменялась, деградировала… И человек на определенном этапе уже становится плотоядным видом. Притом становится им объективно, что и фиксирует повеление Господа, данное Ною после Потопа: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт.9:1-3)…
Однако, в истории христианства возникали различные группировки, которые, искажая Слово Божее, учили тому, что мясо употреблять грех. При том, как правило, мотивы были далеко не экологическими –они были нравственными: мясоядение запрещалось как убийство, как поедание мертвечины, как осквернение и пр. Они учили обратному, по отношению к тому, что учит Евангелие: пища может нас осквернять и удалять от Бога.
Против подобных тенденций совершенно однозначно высказываются и апостольские правила, и святоотеческие наставления: ни употребление мяса, ни супружеское общение не оскверняет человека, ибо является установленным Господом порядком вещей для условий того мира, в котором ныне живет человек.


И. Кравцов, Брест:
Страна спивается. Посты – хорошее время, чтобы отказываться от привычки пить. Но я никогда не слышал от священников таких объяснений, проповедей, совмещающих антиалкогольную компанию с постом. Почему? День трезвости объявляют светские власти. А почему бы Церкви не объявить пост трезвости?


Увы, страна не только спивается… тут можно образовать много глагольных форм… Но вернемся к проблеме пьянства именно. Устав ограничивает и употребление спиртных напитков во время поста, хоть и не запрещает их полностью. Особенно усердная борьба с вредными привычками и зависимостями – это главная тема поста вообще. Именно это подчеркивается, думаю, на любой проповеди, посвященной посту. Алкоголизм – страшных грех, но тем, не менее, это один из грехов… И поэтому церковь призывает к борьбе с ним, как к одному из…
А так церковь участвует во многих антиалкогольных проектах, как в тех, в которых с почином выступили светские власти, так и в своих собственных. Это будь-то окормление зависимых в профильных стационарах, будь то группы анонимных алкоголиков… Конечно, я здесь должен оставить место и для самокритики: Наверное не все у нас получается и не все мы делаем из того что должны и не так, как надо было бы, но….

Мария Дмитриевна:
Почему во время постов нельзя есть молочные продукты? Они не требуют времени для приготовления, то естьсильно не отвлекаетот духовной работы во время поста. Отказ от молочного сильно подрывает здоровье: там и кальций, и белок. Что можно употреблять вместо молока и творога, чтобы были силы?


Христианство приходит к нам с Востока… А на востоке доля молочных продуктов в рационе питания взрослого человека значительно ниже, чем у нас. Значительная часть взрослого населения Африки и Азии вообще не способна принимать лактозу ввиду отсутствия соответствующего фермента в их организме. Молоко там – преимущественно детская еда. И уж естественно, в странах средиземноморья больше потреблялось морепродуктов… Как известно, наиболее распространенная и наиболее употребляемая пища была наиболее дешевой и, стало быть, более уместной в постном рационе… Поскольку молоко изначально не относилось к таковым, оно и не попало в список постных продуктов, чего не скажешь о рыбе... Более того древние считали, что каждый конкретный продукт определенным образом влияет на поведение и образ мыслей человека. И молочные продукты в этих представлениях не способствовали установлению постного умонастроения.
Конечно, молочное является важным источником кальция, дефицит которого актуален для людей престарелого возраста особенно… Нужно помнить, кстати, что источниками этого микроэлемента являются и ряд других продуктов, например капуста, шпинат, спаржа,бобовые, чечевица, орехи, инжир…
И белки, кстати,и не служат главным источником «силы», энергии. Это, насколько я знаю, миф. Самые сильные животные – не употребляют животных белков. Но, естественно, важность животных белков для организма человека отрицать нельзя и, все же, некоторую часть постящийся может компенсировать как за счет употребления морепродуктов, так и за счет содержащих белок продуктов растительного происхождения. Если нет противопоказаний очень неплохо употреблять и витамино-минеральные комплексы. Но все это требует согласований с терапевтом.

Мне часто приходится сталкиваться с такими людьми, которые привыкли есть только то, что они любят. Это приводит к тому, что они попросту голодают во время постов. На омаров и ананасы денег нет, а то, что, например, каши относятся не только к пищевым, но и к постным продуктам, им и в голову не приходит. Вот и просят послаблений… Поститесь, но не голодайте!

Однако, нехватка определенных веществ в определенной мере, все же, предполагается идеей поста, и пост несомненно должен оказать усмиряющее физическое воздействие на организм, но каждое подобное воздействие должно быть прогнозируемым и обратимым. Рекомендации врачей являются абсолютным показанием для пересмотра постного рациона.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал своей заболевшей сестре: «…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не
потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями».
По этому же поводу выражает схожее мнение и свт. Феофан Затворник: «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И св.Пахомий в уставе написал, монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». «Относительно поста, когда нет здоровья, — терпение болезни и благодушие во время ее, заменяет пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения».
Если же по тем или иным причинам соблюдение поста несовместимо с имеющимися недугами или обстоятельствами жизни, то тогда нужно обратиться к местному духовенству за помощью в составлении личной «программы» проведения поста.
Пост – замечательный повод подумать и о физическом здоровье, посетить врача, сдать анализы… Ожидание результатов здорово способствует молитве… Если мы регулярно за каждым богослужением просим здравия и долгоденствия, то почему б хоть изредка самим не посматривать за своим здоровьем?
Но как опасно заниматься самолечением, так опасно заниматься и самоспасением. Пост требует духовного наставничества и, думаю, без него он не возможен. Поближе к храму, поближе к общине! Навстречу к Пасхе!

Л. Крепащев, Жодино:
Я прочитал, что раньше сэкономленные от ограничения в еде во время поста деньги люди жертвовали бедным. В этом виден практический смысл поста. Сегодня эта традиция сохранилась?


К сожалению, эта традиция отошла на второй план. Сегодня полноценный (!) постный рацион едва ли дешевле… Многие проповедники сегодня, тем не менее, стараются напомнить, что постная пища – это не только пища неживотного происхождения, это еще и простая пища: безыскусная и дешевая. А то получается, что «ливерка» не постная, а мясо белой акулы в каком-нибудь невероятном соусе - постное… И, напомню, речь идет не только о качестве пищи, но и ее количестве. Пресыщаться можно и картофелем.
Но, тем не менее, то, что пост есть время для особенно усердно выполняемых дел милосердия, это не забывалось никогда. Без милосердия нет поста.

Аноним.
В пост рекомендуют не смотреть телевизор, развлекательные передачи. Но наше ТВ в основе своей – развлекаловка. Почему бы не договориться с руководством белорусского телевидения расширятьво время постов духовные, культурные программы?


Беларусь – светское государство, значительная часть граждан которого, к сожалению, весьма эмансипированы по отношению к христианским ценностям вообще и к идее поста в частности… Я думаю, что в такой ситуации было бы неверным пытаться что-то изменить, форсируя события «сверху», посредством обращения к разного рода руководствам… Во-первых, это ни к чему бы не
привело и, думаю, только подстегнуло бы антиклерикальные настроения. А во-вторых, неверующие и иноверующие, все же, в свою очередь, имеют право смотреть то, что им нравится и хочется. Лучший способ: это прекратить самим потреблять подобного рода продукцию, сделать свой выбор «кошельком». Если нас так на самом деле много, как об этом говорит статистика, то телевидение
и другие источники зрелищ не смогут не отреагировать на это – таковы законы рынка!
А с другой стороны… Где б набрать столько духовных и культурных передач?

Аноним.
Здравствуйте. Росла в верующей семье, в детстве посещала Воскр.школу, в Бога верила и... верю. Но, когда повзрослела, появилось много вопросов. Был случай, очень сильно захотелось сходить в церковь. Платка не было. Зашла без платка. Бабушки на входе на бросились со злыми лицами - в церковь надо в платке. Вот знаю я, что надо. Но нету. И что - не идти, даже если очень хочется? Я уважаю и чту традиции, но велика ли разница, в платке ты или нет, когд тебя тянет к Богу?


Вопрос о головных уборах, как это ни странно, имеет очень давнюю историю. Даже Тертуллиан свое время посветил этой теме целый трактат. Если не начинать издалека, а прямо переходить к ответу на Ваш вопрос… Когда мы приходим в храм, мы приходим не только к Богу, но и к общине. Христианство – религия общины. Так или иначе, первые кого мы увидим в храме, несомнено, окажутся не Богом и не ангелами. Это будут люди. Духовенство много работает над этой проблемой, но… (смеётся) люди все равно остаются людьми. Для Бога, уверен, нет никакой разницы… Но для людей, среди которых есть обычаи… А уж если они еще и воспитаны не очень… Одним словом, если, как вы говорите, очень хочется, то конечно идите! Однако если злобным бабушкам должно быть все равно, в платке вы или нет, то и вам должно быть без разницы какие у них лица, не так ли? Не хотите, чтоб на вас обращали внимание - так не обращайте тогда и вы ни на кого своего внимания в таких случаях, и все будет хорошо! Помните, что вы, по вашему же слову, «пришли к Богу», а не проверить терпимость и благоразумие старушек. Бывайте чаще в церкви, и тогда меньше будет возникать недоуменных вопросов.

Владимир, Минск:
Пост совпадает с Олимпиадой, довольно азартным зрелищем. Какие тут могут быть рекомендации?


- Что бы ни делал человек, он всегда рискует поступить по страсти. Даже самые благочестивые помыслы могут быть не лишены греховности. И если говорить о спорте, то тут много лазеек для того зла в человеке, которое ждет своего проявления. Речь идет об азарте, гордыне, тщеславии, сребролюбии. Здесь общих рекомендаций быть не должно. Если для человека радение за свою команду сопряжено с огромным количеством страстей, потерей равновесия, забвением благопристойности, то, думаю, стоит себя ограничить, потому что лучше потерять такое хобби, чем потерять душу. Если спорт, наоборот, способствует тренировке в человеке самообладания, терпения, здоровья, отвлекает его от заведомо дурного, то почему бы и нет?

- Будем надеяться, что наши спортсмены не заставят нас грешить на них…


- Дай Бог. Думаю, форма переживания в спорте тоже может и должна быть воцерковлена. Ведь можно не только кричать «Шайбу! Шайбу», но и молиться за тех, за кого болеете. Как только люди не приходят к Богу! Пусть и это будет один из поводов…
Tags: праздничное, про это, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments