fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Христос за границей

«Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». (Мф.15.22-28, см. так же Мк.7.25-30)

Очень непростое место Писания! Я, как всегда, буду краток… )
С одной стороны, Евангелие предназначалось для всех народов (Мф. 28.19), но с другой стороны в его проповеди должна была соблюдаться определенная последовательность – о чем и говорят некоторые места Писания: сначала иудеи, а потом все остальные (Рим.1.16).
Христос в своей проповеди учитывал два очень важных фактора: во-первых, это ненависть евреев к гоям, а во-вторых, ненависть гоев к евреям. Преодоление этой обоюдной ненависти – процесс постепенный. Должно было что-то измениться как с евреями, так и с гоями.
Спаситель говорил ученикам, отправляя их на «практику», чтобы они на путь язычников и самарян не ходили (Мф.10.5). У св. Иоанна Златоуста, бл. Феофилакта и других много рассуждений о том, почему оно так, ведь Сам Иисус же идет к ним. Ответ дается в том смысле, что Спаситель отправился в пределы Тирские и Сидонские не для проповеди, а чтобы «скрыться» от неблагодарных соплеменников, уединиться и отдохнуть. Однако Божественный Покой – это тоже творчество, и он служит обращением для язычников, и вразумлением евреям. Поэтому бл. Иероним и говорит, что Христос, оставив порицавших Его фарисеев, отправился туда для того, чтоб «исцелить также тирян и сидонян. А женщина хананеянка выходит из прежних пределов, чтобы усиленными воплями получить исцеление для дочери».
Из этих толкований ясно, что Спаситель, вопреки распространенному мнению, все же, покидал границы Палестины и, хотя и немного, находился в языческой стране.
В тексте речь идет о хананеянке – язычнице, представительнице одного их тех народов, которые евреи особенно ненавидели и которых считали своим долгом полностью уничтожить. В предании женщина известна под именем Юсты, а дочь ее — Вероники.
Обратите внимание, женщина, по-видимому, непричастная ветхозаветным мессианским чаяниям и ненаученная законом Моисея, исповедует Христа Господом и Сыном Давидовым и поклоняется Ему, как Богу: Она просит у Христа не просто выздоровления, но – помилования! Она буквально следует по пятам за Христом и Его учениками и даже врывается в дом, где Он остановился. Однако Он преднамеренно делает вид, что не замечает вопиющей.
«И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами».
На первый взгляд может показаться, что женщина всех достала своими причитаниями и поэтому, даже несмотря на национальную вражду, ученики просят выполнить ее желание – чтоб она просто отвязалась и оставила их в покое, а Христос, якобы, ни в какую не хочет этого делать. Но это не так!!!
В греч. слове “отпусти” απόλυσον не выражается того, что ученики просили Христа удовлетворить просьбу женщины. Скорее, апостолы наоборот требовали, чтоб бы Он отправил, т.е. ПРОГНАЛ (!) женщину – они еще достаточно долго будут иудеями, разделяющими стереотипы своих соплеменников. Откровение – это, якобы, их собственность. Мессия – это их «личный» израильский мошиах, их «ноу хау» и «супер-оружие», обеспечивающее им власть над народами. Хананеянка для них – «собака», и, если исходить из того, что некоторые настроения, представленные в талмудической письменности, были актуальны уже в то время, то – в строгом смысле слова и не человек вовсе. Это отношение к себе со стороны иудеев женщина, возможно, испытывала не в первый раз, не могла она не заметить это отношение и со стороны апостолов. Не мог на это не обратить внимание и Христос.
Он, выдержав паузу, как говорит Эразм, ех publico judaeorum affectu, аллюзией на распространенное еврейское крылатое выражение или образ мыслей, остроумно и с экивоком в сторону апостолов произносит: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Т.е., извиняй, женщина, но они лучше Меня знают, что, кому и когда Мне делать или не делать – ну, они ж просто нереально круты! Хлеб, дети, псы…. «Господь говорил так применительно к образу в воззрении иудеев на язычников, желая обнаружить всю веру этой женщины перед Своими Апостолами им же в назидание» (архиеп. Аверкий (Таушев).
Бл. Феофилакт считает, что Христос преднамеренно тянет – чтоб апостолы сами сжалились над несчастной, прочувствовав на практике весь абсурд и пагубность фарисейской теории. Господь хочет спасти не только хананаейскую дочь, но и… самих апостолов. «Фарисейская закваска» - еще те бесы!
Женщина не поддается на провокацию учеников - она их, в общем-то, и не особо замечает, ведь она пришла ко Христу, а не к ним. Дочь Ханаана не без остроумия отвечает: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Иероним даже наблюдательно подмечает, что женщина еще усугубляет сама атрибутированное ей оскорбление: в своем ответе она сравнивает себя даже не с псами, а с щенками (catulis, catellis). Она «сдала тест», сумев пробиться к Мессии сквозь этнические предрассудки (свои и чужие) и унижения и выразить свою веру. Как говорится, кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет – отговорки. А она очень хотела, и знала, чего именно.
Я при случае стараюсь напоминать об этом евангельском отрывке тем, кто пытается оправдывать свое нежелание ходить в храмы злыми бабками, жадными священниками и еще какими-то ужасами… Так вот. Если у хананеянки получилось пробиться ко Христу, то и у них все получится – главное на самом деле захотеть. Хананеянка – она тоже ведь могла красиво обидеться и уйти туда, где бы ее, улыбаясь, погладили по головке, подарили бы сникерс и красивую книжку! А смысл? Кому назло??
Если ты знаешь, что именно тебе нужно и притом нужно на самом деле, то это значит, что у тебя уже просто нет выбора: ты остаешься в Церкви.

Tags: 7-40, Библия, воскресное, логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →