fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Просто красиво

В это воскресенье Православная Церковь отмечает память св. кн. Вячеслава Чешского – самое время вспомнить про обещанные фотографии собора св. Вита в Праге, а заодно и про судьбы Православия в Чехии…

Красота неописуемая! Но, все же, есть в готике нечто депрессивное. А бесовские химеры на карнизах меня вообще даже как-то возмущают, что ли...
Здесь покоится немало святынь, дорогих и для Православных. Помимо мощей Святого Вячеслава, здесь покоится десница св. Вита. Я подозреваю, что это далеко не все - просто прочитать все надписи не осилил.
Интересно и то, что под сводами этого собра прошли последние дни жизни известного чешского писателя-безбожника Карела Чапека, который, раздираемый внутренними противоречиями, однажды даже попросил закрыть его одного в этом замечательном месте на всю ночь. Вскоре после своего всенощного бдения он и скончался - на Рождество 1938 года, от пневмонии, которую он подхватил в эту ночь... За упокой его души хочу вспомнить одну его фразу: "Что касается Страшного суда, думаю, Господь Бог не будет в состоянии судить грешников, потому что знает их чересчур хорошо"...


Витражи меня просто поразили. Хочу себе такие в Мизгири!

Да там много чего! Может, в Мизгирях и не нужного, но…

Распятие. Очень!


и совсем коротенько (минут на сорок) немного истории Православия в Чехии…
845 год – Людвиг Немецкий разгромили 14 чешских князей: одним из условий мира было не только признание своего подчинения, но и принятие ими крещения и радостная встреча немецких епископов. Однако в 849 году чехи подняли восстание и, естественно, о крещении своем забыли. Но не все. Мораский князь Ростислав, принявший Христа непритворно, посчитав, что причиной неуспеха миссии является то, что духовенство почти не знает местных языков, а службы совершаются на латыни или греческом, отправляет посольство в 862 г. в Византию с просьбой прислать на проповедь тех, кто мог бы устранить эту неприятность. По благословению свт. Фотия, патриарха Константинопольского, в 863 г. свв. Константин и Мефодий прибыли в Моравию… Дальше вы знаете: создание славянской азбуки, перевод богослужения и Писания на славянский и пр…
Однако, немцы уже тогда были немцами… Германское духовенство, из-за зависти писало пасквили в Рим с обвинениями в ереси святых братьев. А наши уже тогда были нашими: могли закинуть человека и забыть о нем, оставив его без малейшей поддержки…
Святые братья явились в Рим для разбирательства. Все обошлось благополучно. Однако Константин занемог и, приняв монашеский постриг с именем Кирилл, умер в Риме. А Мефодий, рукоположенный папой в епископы, отправился в Паннонию. Желая оградить святителя от германского добрососедства, папа изымает Паннонию из власти баварских епископов латинского обряда и подчиняет ее себе напрямую с сохранением славянского языка и византийского устава. Это не спасет святого: не имея над ним канонический власти, немецкие клирики призвали в помощь светских специалистов, в результате чего святой оказался в темнице на 2 года…
К концу IX века происходит объединение чешских племен. К власти приходит Боржица (Боривой). В 885 Он вместе с супругой Людмилой принимает крещение от святого Мефодия. Позже Людмила погибнет в результате заговора своей язычницы-невестки и будет причислена к лику святых.
В 885 г. святитель Мефодий умер. Его учеников дружно изгоняют из чешских земель.
В 927 году Чехия опять попадает под власть германского князя. Князь Вацлав (или Вячеслав, внук Боржицы) присягает ему и начинает политику христианизации. Способы, манеры и нравы того времени понятны… Языческая оппозиция (с которой тоже все понятно) осуществляет переворот в 935 г. Вацлав мученически погибает, а к власти приходит Болеслав I. Однако, христианство было восстановлено в Чехии при Болеславе II, который возвел на пражскую кафедру саксонского епископа и подчинил ее Мангеймской Церкви. Со славянским «проектом» покончено.
Однако, еще долгое время в чешских землях сохраняются следы Восточной традиции. Самый яркий пример - монастырь Прокопия Сазавского (+1053), в котором службы совершались на славянском языке… В 1346 г. моравский князь обратился к Римскому папе с просьбой разрешить совершать в Чехии восточное богослужение. Тот соглашается, и в Праге открывается специальный Емаусский монастырь - этакий древний вариант унии.
Стремление определенной части народа к возрождению славянского богослужения, а также неприятие латинизации Церкви и германизации общества привело к гуситским войнам. После казни Яна Гуса в 1415 г., Чехия вышла из подчинения Риму и стала настойчиво искать общения с Православной Церковью. Но, как мы уже говорили, наши есть наши…
Константинополь жевал сопли на протяжении трех лет, и, ища ереси, перекладывал бумажки с одного края стола на другой... (Интересно, за сколько бы управились в МП сегодня? Ой, пардон, отвлекся)… У гуситов в представленном исповедании ересей не было обнаружено, и Константинополь обещал прислать им православных иерархов. Но…этого не произошло. Объясняют обычно это войной и падением Константинополя. Ага, весь же епископат ушел на фронт, в окопы...
А дальше? А дальше гуситов понесло, как Остапа… К XVI в. гуситы выродились в заурядных протестантов… Истина вне Церкви мутирует, вырождается, сохнет и вянет, как бы ни хотелось обратного...
Но музыка играла не долго. В XVI в. Чехия была опять завоевана германцами. Но чехи продолжали бороться не только за свою независимость политическую, но и за религиозную, в результате чего в 1609 г. чешским протестантам власти вынуждено предоставляют свободу вероисповедания. Однако, как только все более-менее утихло, император отменяет эту свободу, и все начинается по новой: но на этот раз Чехия противостоит уже союзной армии Католической Лиги… Исход предугадать не сложно: «всех убить, всё забрать» – немцы ж суть известные гуманисты с богатой историей самоотверженной борьбы за права человека. Чехия становится австрийской провинцией. Начинается массовое бегство чехов со своих земель, устанавливается кровавая германская диктатура с беспощадным уничтожением всего национального и с жестоким насаждением католичества….
В 1848 году в Праге состоялся Первый Славянский конгресс - съезд славянских народов Австрийской империи, собравшихся выказать свое неодобрение германскому национализму в славянских землях. Этот съезд послужил одной из причин Пражского восстания 1848 года. Во дни восстания духовенство служило литургии и молебны на славянском языке перед памятником святого Вацлава в Праге, вознося молитвы о духовном пробуждении славянских народов. Восстание было разогнано не казацкими нагайками, а артиллерией.
В 1870 году после Первого Ватиканского собора группа чехов из 12 человек обратилась к петербургскому митрополиту Исидору с просьбой воссоединить их с Православием.
В 1874 г. пражский магистрат передает РП Церкви пустующий костел святого Николая на Староместской площади. Наличие православного храма в центре чешской столицы способствовало знакомству с православием этнических чехов. С Православием стали сопряжены некоторые направления патриотической борьбы за национальную культуру. Вскоре православные храмы открываются и в других городах Чехии: в Карловых Варах, в Франтишковых Лазнях, в Марианских Лазнях… В 1905 году официально было зарегистрировано 1063 православных чеха. Каждый переход в православие из католичества расследовался полицией и предполагал дискриминационные меры, поэтому можно предположить, что реально православных было больше.
С началом Первой мировой войны австрийские власти начинают открытое преследование православных. Храм святого Николая в Праге был конфискован.
Поражение Австро-Венгрии вызвало мощное антикатолическое движение среди чешского народа. Некоторая часть католического духовенство отделилась от РКЦ и образовало самостоятельную национальную церковь с апостольской преемственностью, со своим уставом, женатым духовенством. 8 января 1920 г. было объявлено об образовании Чехословацкой Церкви, считающей себя наследницей как гуситской, так и кирилло-мефодиевской традиций. В 1921 г. собор Чешской Церкви декларировал православное вероучение и намеренье присоединиться к Православной Церкви. Поскольку единственной легальной православной юрисдикцией в тех землях был только Сербский Патриархат, то чехи обратились к сербам. Было выбрано три кандидата для проставления во епископы. Однако был поставлен только один: Матей Павлик, принявший монашество с именем Горазд.
Естестественно, двум другим ничего не оставалось, как только обидеться и удариться в левизну и самосвятство, в результате чего в Чешской церкви происходит раскол, и пути расколотых частей расходятся.
В 1921 году в Прагу переезжает этнический чех архимандрит Савватий Врабец, который в свое время был секретарем волынского епископа и ректором Холмской духовной семинарии. Он создает свою общину под Сербским омофором… Ну, вы уже догадались, что сейчас что-то произойдет… Ага, дальше начинается классическая православная развлекуха, в легкой и непринужденной форме демонстрирующая внешним принцип соборности и единства православного мира. Короче, нечистая понесла Савватия в Константинополь, где его нарекли в архиепископа Пражского и вся Чехословакии… Сербы, узнав об этом отправляют срочную телеграмму в Константинополь, с просьбой отменить хиротонию и с оповещением пребывающих в блаженном неведении тамошних обитателей в том, что в Праге уже есть епископ и сербская юрисдикция, и что того и другого вполне достаточно. Но, как вы догадались, телеграмма - естественно!!! - нашла своего адресата только после хиротонии. Ох уж эти гады-почтальоны!..
А к двум этим юрисдикциям вы еще добавьте русских эмигрантов (и МП, и РПЦЗ) - все это явно не способстовало укреплению Православия в этих землях. «Двое умных в одном месте – это меньше одного».
А в 1939 г. чехов опять наведали немцы… Фашисты захотели всех чешских православных подчинить Берлинскому архиепископу Серафиму (Ляде, 1883-1950), который состоял в юрисдикции Карловацкого Синода, что с определенными оговорками и было сделано…
В 1942 г. Чешская Православня Церковь была запрещена, а епископ Горазд и группа клириков и мирян была расстреляна за укрывательство английских диверсантов, убивших Гейдриха…
В мае 1945 г. Чешская Православная Церковь была восстановлена и была переподчинена РПЦ. Объясняют это тем, что, Сербская Церковь слишком пострадала от усташей, хотя почему б по этой логике у ней было не забрать на попечение Косова?
В 1951 года в Москве Патриархом Алексием I был подписан Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви. Константинополь ратифицировал автокефалию только в 1998 г.
Сегодня ок 50 тыс. жителей чехи называют себя православными. Мало? Как сказать. Если учесть, что Чехия - самое атеистическое государство Европы, где почти 95% населения - атеисты…
Tags: фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments