fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Про межреберную невралгию

Библия намекает на то, что имя указывает на сущность. Говоря о существовании человека, очень важно быть внимательными к словам, к услугам которых мы прибегаем. Возьмем даже само слово «человек»…
Человек – по-еврейски «адам». В слове «адам» имеется своего рода генерализирующий оттенок, У бл. Августина есть остроумное замечание по этому поводу: «Самое имя Адама… означает по-гречески всю вселенную. Оно состоит из четыре букв: А, Д, А и М. По-гречески же наименование каждой из четырех сторон света начинается с одной из этих букв: Восток называется «Anatole», Запад – «Dysis», Север – «Arctos», Юг – «Mesembria»; из чего получается: «Адам».
В первой главе Библии о сотворении человека говорится так: «И сказал Бог: сотворим человека (в единственном числе) по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека (единственное число)… мужчину и женщину сотворил их» (множественное число относится к единственному числу - человек) (Быт. 1, 26-27). В тексте везде стоит слово «адам». Здесь это слово употребляется без артикля и служит нарицательным обозначением человека вообще, человечество - абстрактную биологическую единицу, обозначаемую в науке словом «вид».
Итак, здесь говорится о сотворении человека, не двух существ мужского или женского пола, а одного лица, но с мужской и женской природой. До сотворения Евы человек-адам - сочетает в себе мужское и женское начало, но при этом не является андрогином в том смысле, в котором это слово употреблялось в античной мифологии. Как сейчас человек носит в себе гормоны, в том числе и противоположного пола, не относясь к нему, так и первый человек, сочетая мужское и женское, не был существом половым.
Особым творческим актом Бога женское начало извлекается из адама, в результате чего единая человеческая природа распределяется на две ипостаси. Бог всегда обращается к двум, говоря им «ты»: «От всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт.2.16-17). В другом месте употребляется множественное число: «Плодитесь и размножайтесь… и владычествуйте [над землею]» (Быт.1.28), но и здесь Бог обращается к двум одновременно и никогда – порознь (иначе ведет себя змий: по справедливому замечанию Мильтона в «Потерянном рае», он противоестественным образом отделяет свою собеседницу от ее «другого»: «…Он сказал жене…»). По словам св. Иоанна Златоуста, «говоря об обоих, Он (Бог) выражается как об одном». Словами 27 стиха «мужа и жену сотвори их», по мнению пр. Ефрема Сирина, «Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме».
Для того, чтобы произвести жену Адаму, Бог вводит его в необычное состояние. Это состояние (евр. - тардам) переводится по-разному. Но, похоже, такой славянский и греческих перевод более правилен: «исступление», «экстасин» (экстаз) - состояние, когда человек выходит из себя самого, когда он не замкнутая уже личность, а вдруг раскрывается, делается восприимчивым к влиянию извне. «Рождение Евы – это не момент… когда Адам уходит в свои глубины, раскрывается к большему, чем он был до того» (митр. Антоний Блюм). Явление жены было в бессознательном состоянии, оно несозерцаемо, что указывает на то, что пол человека есть тайна, ибо для древнего познания все есть тайна, что не постигнуто в истоках возникновения.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2.22).
Вы никогда не думали: а почему именно из ребра? Тут народ стебётся, мол, потому, что ребро - кость, в которой, якобы, нет мозга. А вот и нет! Ребра являются хранилищем красного костного мозга - основного кроветворного органа. А в крови – душа (жизнь) человека (Быт.9.5). А Адам нарек «имя жене своей: Ева [Хава — «дающая жизнь»], ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3.20)… Далее идею разовьете сами. :)
Т.е., несмотря на то, что гипотеза о «безмозглости» ребра не верна, она, тем не менее, может привести нас к интересным открытиям. Правда – хи-хи! - стоит учесть, что существует и другая версия возникновения имени Ева, возводящее этимологию к арамейскому «хева» и финикийскому «евт» - змея (что так колоритно объясняет наречение женщины особым именем именно после изгнания из Рая). Но не будем о грустном. :)
Но на самом деле ларчик открывается проще. Куда проще. Сами посудите.
Неточный перевод несколько скрывает от нас всю грандиозность библейского образа. Еврейское слово «цело» которое обычно переводится как ребро, может быть переведено не только так. Часто в Библии оно обозначает «сторону» (Исх. 26:20, 37:27; 1Цар. 6:5; 2Цар. 16:13). Это слово может быть переведено и как «грань», «аспект»…
Ева – это не просто кость Адама (а, может, и - вовсе не кость). Она – одна из сторон его природы, его грань, его аспект…
Архиепископ Иннокентий Херсонский пишет: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое, оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида – мужа и жену». Она – половина человека. Латинская лексема «sex» содержательно пуста, вот славянское «пол» куда более выразительнее: Половина, Сторона, Грань… Ева сотворена из глубинной сути человека, из одной из «сторон» его природы. Ева – воипостазированная сторона Адама, единосущная ему самому.
Славянское слово «жена», «женщина» является относительным и противоположным слову «человек» - как бы получается, что есть человек, а есть женщина. Украинский язык в этом отношонеии вообще просто гениален :)
Но если взять еврейский текст, то здесь все иначе: он - «иш», а она – «иша» - «человек» и «человечиха» (как «лис» и «лиса» в русском языке): одно слово, но в двух родах – мужском и женском. Муж и жена суть две стороны одного и того же человека. «Адам вдруг осознает, видит, что Ева – это он в женском роде, а Ева смотрит на него и видит, что это она - в мужском, и вместе они составляют всечеловека». Не совсем верно считать, что Библия повествует о том, что женщина создана из мужчины. Мужчина был сотворен вместе с женщиной – вернее, посредством извлечения женского из адама, в результате чего Адам обнаружит свое сознание в качестве продолжения первичного сознания Адама-адама, а жена обнаружит себя в качестве нового творения Божия, произведенного от мужа своего.
Но разрушение единства человека с Богом в результате грехопадения приводит к тому, что человек-адам утрачивает свою самотождественность, в результате чего мужчина и женщина обнаруживают себя совершенно разными существами - да настолько, что начинают прятаться и стыдиться друг друга. Оправдываясь, мужчина уверяет Бога, что во всем виновата женщина, воля которой, стало быть, полностью отлична от его собственной. Для него жена уже больше не Я, но Ты, и он сам уже настаивает на том, что Бог должен их отличать. Он отказывается от едуносущия, и Бог впервые обращается к мужу и жене в отдельности: «Жене сказал…» (Быт.3.16); «Адаму же сказал…» (Быт.3.17). Интересен и тот факт, когда Бог произносит так называемые проклятия при изгнании людей из Рая, то Он среди прочего говорит жене: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Слово, переведенное на русский как «влечение», может быть переведенным как «тоска», «тяга», «страсть по», "зависимость" и (правда, в самом последнем значении, но все же) желание зверя пожрать намеченную им жертву. Как страшно жить!В общем, я уже забыл, к чему клонил, и что хотел сказать сегодня утром… Короче, мужчины женитесь, а женщины мужайтесь!
Человек, люби свою Жизнь!
Жизнь, влекись к Адаму, но не жри его!
Tags: про это
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →