fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Categories:

Святая Святых

Введение во Храм Пресвятой Богородицы – в палестинских церквях и церквях Африки этот праздник известен с уже во времена царицы Елены, которая в честь этого события даже храм построила. Об этом празднике есть упоминания у св. Григория Нисского (IVв.). Но общим праздников этот день стал только в веке VIII.
О событиях этого праздника говорят и некоторые апокрифические источники, например «Протоевангелие Иакова» (II в.) «...Дитя достигло трехлетнего возраста, и сказал Иоаким: "Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя, и дух Ее да не отделится от Дома Божия". И девы сделали так, и вошли в Храм. И первосвященник принял Дитя, поцеловал Ее и сказал: "Мария! Господь дал величие имени Твоему во все роды, и в конце дней Господь проявит в Тебе цену искупления сынов Израилевых". И он поставил ее на третью ступень жертвенника, и Господь Бог излил милость Свою на Нее. ... Пошли родители Ее (домой), дивясь и славя Бога, что Дитя не обернулось к ним. Мария воспитывалась, как голубица, в Храме Господнем, и принимала пищу из рук ангелов".
В Средние века появилось сказание о том, что первосвященник ввел Марию во Святая Святых – туда, куда раз в год (на Йом Кипур) мог входить только один первосвященник. Предание свидетельствует, что Дева Мария жила при храме до 14 лет. Но как отразился инцидент на судьбе первосвященника - умалчивается. Стоит заметить, что некоторые считают, что этим первосвященником был сам Захария – будущий отец Иоанна Крестителя!
Но церковный праздник – это не просто (иногда даже совсем не) памятная дата о каком-то историческом событии. Нам стоит акцентировать свое внимание прежде всего на богословском аспекте. Дева Мария готовилась стать «Одушевленным Храмом», в котором состоится чудо Боговоплощения. Святость «Святая Святых» не только не была уничижена, но напротив, возвеличена, ибо святость Вместившей Господа превосходит святость этого места.
Как говорит о. Александр Шмеман. «В эпоху, когда Церковь в напряжении всех своих духовных сил "возрастала" в понимании Человечества Христова, она не могла не включить в это созерцание образа и Той, от Кого Христос получил Свое Человечество, Свое Тело. Если Своим Храмом Бог отныне избрал Человека, то в особом и самом буквальном смысле таким Храмом Бога была Дева Мария: "ибо Рожденное от Нее Свято есть"». Тем не менее, в основе праздника все-таки «лежит несомненный исторический факт: вхождение Девы Марии, как каждой еврейской девушки, во Иерусалимский храм. Но в богослужебных текстах праздника это неприметное для современников Марии событие «обрастает постепенно поэтическими или символическими подробностями, подчеркивающими тот смысл, который увидела в нем Церковь».

С Праздником!
Tags: праздничное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments