fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

О грехе и единицах измерения

Мы умеем классифицировать грехи: и по количеству, и по качеству. На самом же деле грех не измеряется ни в килограммах, ни в каких других единицах. Не бывает грехов больших и маленьких, ибо сказано нам: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16.10)», а так же: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным ВО ВСЕМ (Иак. 2.10)». Нельзя быть чуть-чуть беременной.
То, что мы называем разновидностями греха (объедение, сквернословие, гордыня, пр.), на самом деле не разновидности суть, но проявления. Грех – один. Он – зло, живущее в нас и передающееся от родителей к детям, будучи неотделимым от понятия «жизнь». Но в каждом человеке зло это проявляется индивидуально – сообразно полу, возрасту, темпераменту, характеру, соматическим особенностям, культуре, воспитанию, образованию... Как вирус гриппа: болезнь одна – но у кого насморк, у кого кашель, у кого температура, у кого-то первое и второе без третьего, а у кого-то первое и третье без второго (может, пример не удачен с точки зрения медицины, но вы, надеюсь, поняли, о чем речь). У кого где тонко, там и рвется. Казалось бы, в одном месте заделал брешь (перестал сквернословить) – в другом прорвало (начал подолгу обижаться)…
Это не просто философия. Путать вид и проявление опасно! Это может привести к тому, что мы станем бороться не с грехом, а только лишь с его проявлением. Это также опасно, как лечить не грипп, а только насморк…
Различение вида и проявления полезно и на предмет неосуждения ближнего: не суди брата, ведь ты болен тем же, просто по-другому. Он громко кашляет, но и ты – постоянно чихаешь… Помоги ему, подай ему что-нибудь, помоги встать ему…
Если грех один, то каков он? Не знаю. Эта проблема есть продолжение вопроса о том, в чем состояло грехопадение Прародителей – у свв. Отцов по этому поводу много мнений. Самое распространенное – гордыня.
Но я бы поставил на другую лошадь – НЕВЕРИЕ. Да, именно неверие! Человек поверил змию, а Богу – нет.
Каждый из нас знает за собой какой-нибудь грех. Но вот представьте себе: предположим, речь идет о какой-нибудь вредной привычке – о курении, например. И вот к человеку, одержимому этой страстью, приходит другой человек и кладет ему на стол чемодан денег и говорит: «Вот это будет твоим, если бросишь курить через неделю». Аминь говорю вам: он до завтра забудет уже, что когда-то курил… Потому, что он верит в реальность тех благ, которые сулят деньги, и он верит предложившему их человеку от того, что ему хочется верить в возможность изменить свою жизнь.
Что мешает человеку бросить курить без условного чемодана с условными единицами? Неверие в Бога и в Его обетование вечных благ! Наверное, мы больше думаем, что Бог есть, чем веруем в Него.
Одни грехи у нас от онтологической испорченности нашей природы (они неизбежны, хотя могут чередоваться, или открываться в процессе духовного роста – см.1Ин. 1. 8), но другие – от распущенности и невнимательности. В принципе, нам бы ничего не стоило не совершать последних, но... Речь идет ведь только о симптомах!
Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments