fr. Sergy Lepin, D.D. (serge_le) wrote,
fr. Sergy Lepin, D.D.
serge_le

Category:

Спор об универсалиях

Сегодня читал лекцию о Платоне.
Разговор зашел об идее человека. Что есть человек? в чем его идея? Это более-менее понятно (из курса догматики или Св.Писания и собственной фантазии). Но в чем идея конкретного индивида. Ведь есть идеи – если следовать Платону - и единичных вещей. Что значит быть не просто человеком, но именно человеком Ивановым? Может быть, мы просто логические переменные в тождественной формуле (к тому же ложной) – кто бы ни был, результат один и тот же? Мог ли я не родиться вообще?
Прения заняли очень много времени. План лекции не выполнен. Но разве смысл в плане? Потерянное время стоило выводов, которым мы пришли: раз меня сотворил Бог, то меня не могло не быть – ведь Бог свободно творит оптимальное и, стало быть, необходимое. Бог, познавший меня еще прежде, чем я образовался во чреве (Иер. 1.5), меня любит и ИМЕННО меня. Я Ему интересен не просто как человек вообще. Истинная любовь всегда избирательна. Даже человеку не все равно кого любить. Я люблю свою жену не как женщину вообще, а как конкретного человека. Я не могу сказать ей: «Знаешь, дорогая, я тебя люблю, но на твоем месте могла быть любая другая!». Понятно, теоретически у меня могла быть другая жена, но и место у нее было бы другим – поскольку и я был бы не таков, и все было бы иным. Я думаю, что Бог плачет, когда кого-то не оказывается на своем месте, когда кто-то по каким-то причинам не пришел в этот мир.
У каждого из нас своя телеология, свое предназначение. Это значит, что завет, который мы заключили с Богом в Крещении и воспроизводим во всех других таинствах, наряду со всеобщим, обладает и индивидуальным содержанием. И здесь встает смежный вопрос: «Что значит быть не просто христианином вообще, но христианином имярек?».
Христос – Истина. Но что во мне от этой истины? Для этой истины? В этом-то и беда: мы верим не в личного Бога, а в Бога вообще, мы любим не людей, а человечество. Нам достаточно опыта и переживаний святых – своего ничего нам не нужно и можно жить и верить, ссылаясь только на их опыт. За чужой счет – как сыновья первосвященника Скевы (Деян. 19.14). В этом великий соблазн сектантства: там обещают лично познакомить с тем Богом, о Котором у нас говорят лишь в том смысле, что кто-то святой был с Ним знаком.


P.S. - Если бы ко мне пришла Волчица и сказала: Ежик, хочешь, я тебя сделаю волчонком?" - я бы ей сказал: «Нет!» А ты?
- Я бы ей сказал: "Только попробуй!"
- А она бы сказала: "Соглашайся, Медвежонок, мы с тобой вместе будем есть лошадей!"
- А я бы ей сказал: "А кто будет Медвежонком?"
- А она бы сказала: "А Медвежонка не будет. Будет коричневый волчонок Топотун".
- А кто будет Медвежонком?!
- Я же тебе говорю,- сказал Ежик,- Медвежонка не будет: будет коричневый волчонок Топотун.
- Отойди! - рявкнул Медвежонок. - Или я не знаю, что я с тобой сделаю.
- Так это же не я - это же Волчица,- сказал Ежик.
- Все равно! - сказал Медвежонок. И заплакал.
(Сергей Козлов. Правда, мы будем всегда? См: http://www.lib.ru/KOZLOW/ezhik.txt)
Tags: логотея
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments