?

Log in

No account? Create an account

Предыдущее | Следующее

Непрощенный

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф.18.23-35)

Обычно, толкуя эту притчу, замечают не всех действующих лиц. Как правило, внимание артикулируется только на Господине и немилосердном рабе. Первый – метафора, указывающая на Бога, а злой раб, соответственно – метафора грешника, который ищет милость Божью, но сам отказывается прощать своим должникам. Десять тысяч талантов суть эквивалент ок. 180 тонн серебра и метафора невероятно огромного и совершенно невозвратного долга - видимо, в те времена столько серебра даже не было ни добыто, ни разведано - есть долги, что дороже всех денег... Грехи наших ближних против нас незначительны, сравнительно с грехами нашими перед Богом.

Писание многократно и многообразно ставит в прямую зависимость перспективу нашего спасения от нашей способности прощать. Напомню, что даже молитва «Отче наш» учит нас просить Бога о прощении на столько, на сколько мы оставляем должникам нашим: простить нам так, как прощаем мы; прощаем мы – прощают нас… Увидь себя в своем ближнем и прости себя в нем - вот тебе и прощение Божие! По большому счету, вся притча – наглядная красочная иллюстрация этой идеи.

Но, как мы сказали ранее, в притче есть еще и другие персонажи: должник злого раба и те, кто пожаловались на несправедливость Господину.
Давайте поговорим о них.

Злой, немилосредный раб, которому простили многое, и который через это прощение заново обрел свою семью и собственность (= жизнь), не захотел простить своему ближнему сущий пустяк - по сравнению с тем, что простили ему, разумеется. Однако не стоит думать, что злой раб - просто тупой жмот, который уперся в три копейки. Мелочность – это однозначно плохо, но позвольте: один динарий в то время имел меру ок. 4.5 граммов серебра. На кону - не много ни мало - почти полкилограмма лунного металла! Даже для сегодняшнего дня это немалая сумма, хотя, в отличие от размера первой суммы, в ней нет ничего метафизически запредельного. Злость раба - мы видим - отнюдь не в его мелочности, а смысл притчи в том, что мы должны прощать не просто пустяки, но и те «суммы», которые иногда пришлись бы нам очень-очень кстати – да, злого голозадого раба простили, но денег-то ему никто не дал, и нужда его осталась при нем. Идея прощения, дорогие мои, может противоречить здравому смыслу, основанному на принципе выбора лучшего и следования своим интересам…
Злой раб буквально набросился на своего должника, начал душить его, требуя своё, и, в конце концов, ничего не получив, посадил его в долговую яму.
Слава Богу, нашлись неравнодушные. А ведь они могли сказать себе: какое мое дело? Зачем мне влезать в чужие разборки? Не на все ли воля господина – кому хочет, тому и прощает? Мне ли судить чужого раба? НЕ МНЕ ЛИ ГОСПОДИН ПРОСТИЛ МНОГОЕ, И НЕ ДОЛЖЕН ЛИ Я ПРОСТИТЬ ЭТОГО ЗЛОДЕЯ?».
Нет, они поступили по-другому: они в своем обращении обратили внимание господина на ситуацию и тем самым попросили вмешаться в нее. Прощать нужно своих должников, но должны ли мы быть безучастными к чужому горю? Имеете ли вы право прощать чужие долги?
Тут можно думать: потребовали ли ходатаи наказать злодея (раз он такой гад), или же они просто попросили помочь его жертве? Между тем и другим – разница: то, что господин отзывает свое милосердное прощение у злого раба и вновь предъявляет ему претензию, само по себе не означает что-то хорошее для второго должника: я не знаток уголовного права, но вполне возможно, сидеть они будут оба и в одной камере.
А может доброхоты попросили о том и том одновременно (наказать одного и подсобить деньжатами другому)? Не знаю, это - вопрос интерпретации, но главное, что они больше возмущены наглостью злодея, чем уверены в невиновности своего друга. Жестокость немилосердного раба формально не уменьшала сумму, которую ему были должны…

Задолжавшего сто динариев очень жалко. Но жалость к нему, все же, контекстуальная. Представьте себе, что в рассказе нет никакой предыстории о прощении на большую сумму денег: вот есть просто бедолага, который из-за ста динариев оказался в тюрьме… Мы не знаем, как так получилось, но… ребята, давайте жить не только дружно, но и по средствам.
Меня пугает то, с какой легкостью сегодня население бросается в кредиты и лезет в иные виды долгов – притом из-за всякой ерунды. Все ли заплатят? И все\всё\всем ли простят? Долги – сегодня одна из самых распространенных бед, которая угнетает человека: «Здоровья – нету», «Муж - пьет», «Дети – сволочи», и «А еще эти кредиты»…
Перед тем, как просить Бога о прощении долгов, нужно не только простить долги, но и отдать долги. А что вы думали?? «Кому должен всем прощаю»? Нет, так не выйдет!  «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5:23-26)

И вообще "НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ ДОЛЖНЫМИ НИКОМУ НИЧЕМ, КРОМЕ ВЗАИМНОЙ ЛЮБВИ" (Рим.13:8).

P.S. Где бы одолжить немножечко любви? Срочно и внутривенно. Был бы помоложе, то пообещал бы большие проценты...

Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
dunadana
Oct. 12th, 2015 08:47 pm (UTC)
Много смыслов в этой новозаветной истории для размышления, благодарю, отче!

Интересно, а ваши прихожане тоже слушают проповеди подобного уровня сложности восприятия? : )

"Мы не знаем, как так получилось, но… ребята, давайте жить не только дружно, но и по средствам"

Есть такое, да. Человек ещё не расплатился за кредит по квартире, а уже хочет дачу купить в долг. Неужели он настолько уверен в завтрашнем дне? Алчность, служение мамоне - вот корень зла, овеществлённого в кредитах.
serge_le
Oct. 12th, 2015 09:35 pm (UTC)
спасибо! Это краткое изложение моей позапрошлой проповеди) Че, совсем все сложно и непонятно?

Edited at 2015-10-12 09:36 pm (UTC)
pravdaosele
Oct. 13th, 2015 07:15 am (UTC)
Немного сложновато, я под конец запуталась, когда пошли другие действующие лица) Но общий смысл понятен.
serge_le
Oct. 13th, 2015 07:17 am (UTC)
Ну, общий смысл понятен и без таких проповедников... ))
dunadana
Oct. 15th, 2015 12:25 am (UTC)
Мне - нет. Ваша проповедь тянет на формат статьи в христианском журнале, где читатель сможет её оценить по заслугам, вдумчиво и не торопясь, не отвлекаясь на что-то другое. Как правило, в храмах священники говорят проповеди простым языком, без излишних подробностей и нюансов, потому что нэффективно читать целую лекцию. Не все, к тому же, могут услышать каждое слово.
livejournal
Oct. 12th, 2015 09:28 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal Беларуси! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
zoa_mel_gustar
Oct. 12th, 2015 11:03 pm (UTC)
Вообще у меня всегда создавалось ощущение, что царь не то что простил рабу долг, а дал отсрочку - вот он и пошёл выбивать деньги уже из своих должников, чтоб было что нести к царю...
То есть фактически подражание поданному ему примеру от раба требовало даже большего усилия (долг он взимает, конечно, меньший, но царя-то и без его талантов не продадут и не казнят).
serge_le
Oct. 13th, 2015 06:03 am (UTC)
В тексте притчи должник просит об отсрочке, но господин именно прощает долг - он реалист и понимает, что никто ему нчего не отдаст.
sibeaster
Oct. 13th, 2015 06:46 am (UTC)
Простить тысячу талантов? Сколько там кило серебра было в таланте? Таких царей недовольные царедворцы ...того, шарфиком и табакеркой)))

serge_le
Oct. 13th, 2015 07:12 am (UTC)
Один талант - ок. 17 кг. 1000 талантов - метафора долга, который можно взять, но который никогда нельзя отдать в принципе.
sibeaster
Oct. 13th, 2015 02:21 pm (UTC)
Неужто у царя эти тысячи талантов была? Да еще и не одна, поскольку одну он точно отдал бессердечному рабу?
Это же притча, teaser. Здесь все понарошку, так что копать глубже нет смысла.
А то мы так и до существования ада докатимся, в котором у души богача почему-то сохранился язык)))

Edited at 2015-10-13 02:22 pm (UTC)
anapavsys
Oct. 12th, 2015 11:24 pm (UTC)
Идешь причащаться -- заплати налоги и кредиты, оплати коммунальные и сдай на ремонт школы.

What I've felt
What I've known
Never shined through in what I've shown
Never be
Never see
Won't see what might have been
What I've felt
What I've known
Never shined through in what I've shown
Never free
Never me
So I dub thee unforgiven
serge_le
Oct. 13th, 2015 06:20 am (UTC)
Заплати налоги и спи... в метро.
And nothing else matters )
claire_sestra
Oct. 14th, 2015 01:33 pm (UTC)
"Увидь себя в своем ближнем и прости себя в нем." Очень понравилось, наверно так легче прощать.
serge_le
Oct. 14th, 2015 03:25 pm (UTC)
Как давно тебя не было...
claire_sestra
Oct. 14th, 2015 03:42 pm (UTC)
Я всегда тут, только не комментирую)))

Edited at 2015-10-14 03:43 pm (UTC)
serge_le
Oct. 14th, 2015 06:55 pm (UTC)
сказала бы что-нибудь)
dunadana
Oct. 15th, 2015 12:28 am (UTC)
По поводу апдейта, бывает такое состояние. Держитесь, брат! Буду молиться за Вас.
fmensk
Oct. 15th, 2015 01:46 am (UTC)
Проста цудоуна!
heleine
Oct. 21st, 2015 07:18 pm (UTC)
=)
( 20 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

serge_le
fr. Sergy Lepin, D.D.
Website

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930